21 мая 2014 |
Практика судебного обжалования предупреждения антимонопольного органа
Представляем Вашему вниманию новый аналитический обзор «Практика судебного обжалования предупреждения антимонопольного органа».
15 апреля 2014 года Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев в порядке надзора дело А43-26473/2012, определил практику, в соответствии с которой предупреждение антимонопольного органа, выданное в порядке ст. 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), обладает признаками ненормативного правового акта и подлежит самостоятельному обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с другим подходом[3], предупреждение содержит властное предписание: оно выдается при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства лицу, занимающему доминирующее положение; на нарушителя возложена обязанность сообщить об исполнении предписания; неисполнение предписания может повлечь нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта. Такое нарушение усматривается в том, что выполнение предупреждения означает признание факта нарушения антимонопольного законодательства и заключение гражданско-правовой сделки (например, договора энергоснабжения), а также в негативных последствиях для деловой репутации хозяйствующего субъекта. Следовательно, предупреждение обладает признаками ненормативного правового акта и может быть обжаловано в судебном порядке.
[1] Необходимо отметить о наличии противоречий в Административных регламентах ФАС России по вопросу необходимости проведения внутриведомственной правовой экспертизы перед выдачей предупреждения. Так, в соответствии с пунктом 2.1. Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 14 декабря 2011 года №874, проект предупреждения подготавливается в течение двух дней со дня получения заключения внутриведомственной правовой экспертизы, подтверждающего правильность установления признаков нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии же с пунктами 3.26-3.41, 3.50, 3.64 Административного регламента по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 5 мая 2012 года №339, регламентирующих последовательность действий антимонопольного органа после поступления заявления о нарушении антимонопольного законодательства, а также с Приложением 2 к Регламенту "Блок-схема административной процедуры рассмотрения заявлений", предупреждение в порядке ст.39.1 Закона о защите конкуренции выдается до проведения внутриведомственной правовой экспертизы. [2] См. постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2012 года по делу № А58-3869/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2013 года по делу № А26-2410/2013. [3] См. постановления ФАС Поволжского округа от 8 ноября 2012 года по делу № А55-5939/2012, от 23 января 2013 года по делу № А06-2449/2012, ФАС Московского округа от 9 сентября 2013 года по делу № А40-95675/12-152-522, ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2013 года по делу № А46-597/2013, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2013 года по делу № А66-14223/2012, Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2013 года по делу № А74-5455/2012. [4] См. определение Арбитражного суда Челябинской области об обеспечении иска от 9 апреля 2014 года по делу №А76-8062/2014. |
Связанные отрасли
VEGAS LEX_ Практика судебного обжалования предупреждения антимонопольного органа
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (381 Кб) |