5 ноября 2013 |
Концессия: DE JURE и DE FACTOПредставляем Вашему вниманию аналитический обзор "Концессия: DE JURE и DE FACTO". 1. АКТУАЛЬНОСТЬ АНАЛИЗА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1.1 Актуальность Необходимость анализа судебной практики: n Рост числа концессионных проектов; 1.2 Предпосылки анализа правоприменительной практики n Анализ проведен на основе доступной в открытых источниках информации; 1) конкурсы на право заключения таких договоров проводились в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"; В настоящем обзоре была проанализирована практика по 10 Федеральным арбитражным округам. Совокупная практика применения процедуры заключения концессионных соглашений, приведенная в настоящем обзоре включает в себя практику заключения концессионных соглашений и практику применения процедуры, предусмотренной главой 3 ФЗ "О концессионных соглашениях" в период с 02.07.2008 по 07.03.2010 в отношении конкурсов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования публичного имущества. 1.3 Последствия обжалования результатов конкурса на право заключения концессионного соглашения При решении вопроса о признании результатов конкурсных процедур, а также заключенных по их итогам соглашений недействительными, правоприменитель оценивает в совокупности следующие обстоятельства: n достаточность доказательств нарушения закона при проведении конкурса; При отсутствии вышеуказанных обстоятельств суд подтверждает действительность заключенного по итогам конкурсных процедур соглашения.
Признание конкурса недействительным влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 ГК РФ) вследствие чего перед правоприменителем встает вопрос о наличии необходимости признания заключенного соглашения недействительными и применения последствия недействительности сделки. Исполнения соглашения полностью на момент рассмотрения судебного дела является главным основанием для признания заключенного по итогам конкурсных процедур соглашения действительным. В таком случае приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке: 1) невозможно; Еще одним основанием для отказа в признании заключенного соглашения недействительным зачастую является отсутствие нарушения права заинтересованного лица. n Определение ВАС РФ от 04.12.2009 № ВАС-15736/09 В арбитражной практике встречаются случаи, когда суды применяют двухстороннюю реституцию (приводят стороны в состояние «до сделки») в качестве последствий недействительности сделки, заключенной на торгах, проведенных с нарушением закона, несмотря на полное исполнение обязательств сторонами по сделке. n Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2010 по делу № А74-4207/2009 Исполнение соглашения хотя бы в части также не является страховкой от признания итогов конкурса недействительными. В таком случае суды с учетом частичного исполнения сторонами соглашения и (или) невозможности возврата выполненных работ в натуре признают соглашение недействительным и прекращают его действие на будущее время в неисполненной части. n Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2011 по делу № А03-3220/2010 (нижестоящие решения судов данным Постановлением были отменены) 2. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОБЖАЛОВАНИЯ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР: n Споры о требованиях к участникам конкурса 2.1 Споры о требованиях к участникам конкурса DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n п. 3 ч. 1 ст. 23: Конкурсная документация должна содержать требования к участникам конкурса (в том числе требования к квалификации, профессиональным, деловым качествам), в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса; Требование ФЗ "О защите конкуренции": n п. 2 ч. 1 ст. 17: При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах. DE FACTO… Требование о наличии опыта работы и требования к квалификации являются различными требованиями к участникам. Кейс №1: n УФАС предписанием признало конкурс не состоявшимся в силу нарушения норм антимонопольного законодательства; Вывод суда: n Наличие опыта работы в определенной сфере при отсутствии сведений о ее качестве, результатах, эффективности, доходности, отзывов контрагентов и других показателей не может свидетельствовать о наличии определенного уровня квалификации, профессионализма и определенных деловых качеств; n Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу № А75-6314/2010 Требование о наличии опыта работы и требования к квалификации являются различными требованиями к участникам. Кейс №2: Участник конкурса, проведенного в Вологодской области, обжаловал решение об отказе в допуске к участию в конкурсе, решение о заключении соглашения с единственным участником и заключенное концессионное соглашение; Суды трех инстанций поддержали доводы истца, сделав следующие выводы: 1) Термин "опыт" не является правовой категорией. Под ним понимается совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков. Носителями этих знаний, умений и навыков могут быть только физические лица – работники юридического лица; 2) Включение в конкурсную документацию требований к опыту работы самого конкурсанта является ограничением конкуренции, поскольку эти действия пресекают выход на рынок вновь созданным предприятиям даже в том случае, если они обладают соответствующей производственной базой и производственными мощностями, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами. Вывод суда: требовать наличие опыта (совокупности практических знаний, умений, навыков) можно только у штатных работников конкурсанта, а не у самого юридического лица n Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2011 по делу № А13-12057/2010 Противоположная практика Опыт работы и квалификация участника – равнозначные требования. Кейс №3: n Участник конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов водоснабжения/водоотведения оспаривал решение о внесении изменений в конкурсной документации. Вывод суда: n Наличие опыта работы является показателем квалификации и профессионализма исполнителя; n Постановление ФАС Поволжского округа от 25.08.2011 по делу № А55-13853/2010 Гарантией свободного доступа к участию в конкурсе должно быть установление таких требований, которые исключали бы субъективный подход к выбору участников путем установления необоснованных ограничений. Кейс №4: n Участник конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов электросетевой инфраструктуры, проведенного в Республике Карелия, обратился в суд с требованием признать частично недействительным решение УФАС, выявившее нарушения антимонопольного законодательства; Вывод суда: не являются надлежащими требования о наличии опыта осуществления определенной деятельности в течение установленного срока, а также определенное соотношение объема и стоимости оказанных заявителем услуг. n Определение ВАС РФ от 24.10.2011 № 13353/11 по делу № А26-7240/2010 2.2 Споры о критериях конкурса DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 1, 6 ст. 24: Критерии конкурса устанавливаются решением о заключении концессионного соглашения и используются для оценки конкурсных предложений; DE FACTO… Критерии, признанные правоприменительной практикой как ограничивающие конкуренцию: n наличие опыта реализации концессионных соглашений, подобных соглашению, на право заключения которого проводится конкурс; n Решение УФАС от № 18-13/ов-т от 08.07.2013 Кейс №5: n Участник конкурса на право заключения договора аренды федерального имущества, проведенного в г.Москве, оспаривает результаты конкурса и требует заключения с ним договора как с победителем конкурса; Вывод суда: финансовая устойчивость конкурсанта, финансовое предложение, социальная значимость оказываемой услуги, возможность обеспечения учебного процесса, целевое использование помещения не являются надлежащими критериями конкурса n Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 № 09АП-18192/2009-АК по делу № А40-59108/09-94-306 2.3 Ненадлежащий объект для концессионного соглашения DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ст. 4 определяет виды имущества, в отношении которого допускается заключение концессионных соглашений. DE FACTO… Несоответствие объекта инвестиционного контракта объектам, определенным ст. 4 ФЗ "О концессионных соглашениях", не позволяет применять концессионное законодательство к спорным правоотношениям. Кейс №6: n По результатам открытого конкурса, проведенного во Владимирской области, было заключено инвестиционное соглашение в отношении муниципального магазина, оспоренное уполномоченным органом муниципального образования; Вывод суда: при решении вопроса о применяемых нормах во внимание принимается не только соответствие объекта контракта объектам, в отношении которых допускается заключение концессионного соглашения, но и дополнительный критерий: наличие или отсутствие в контракте предусмотренных ст. 10 ФЗ "О концессионных соглашениях" существенных условий концессионного соглашения. n Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу № А11-5280/2010 Несоответствие объекта контракта объектам, определенным ст. 4 ФЗ "О концессионных соглашениях", не позволяет применять концессионное законодательство к спорным правоотношениям. Кейс №7: n Прокурор Курганской области обжалует нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения соглашения на пользование объектами животного мира; Вывод суда: оспариваемый региональный нормативный правовой акт нельзя признать несоответствующим федеральному концессионному законодательству, если ФЗ "О концессионных соглашениях" не применяется к объектам, в отношении которых действует оспариваемый нормативный правовой акт. n Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2009 № 82-Г09-4 об оставлении без изменения решения Курганского областного суда от 14.08.2009, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 33 Порядка предоставления в пользование животного мира и территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления пользования животным миром, утвержденного постановлением правительства Курганской области от 11.11.2008 № 499. 2.4 Неопределенность условий об объекте DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 1 ст. 10: Описание, в том числе техникоэкономические показатели, а также цель использования объекта концессионного соглашения определены как существенные условия концессионного соглашения. DE FACTO… Цель использования объекта концессионного соглашения может быть определена через целевое назначение имущества, составляющее объект соглашения, и совокупную оценку обязательств сторон. Кейс №8: n Муниципальное образование "город Улан-Удэ" обратилось с иском в суд о признании незаключенным концессионного соглашения в силу отсутствия согласия сторон в отношении цели использования объекта концессионного соглашения; Вывод суда: содержание концессионного соглашения и оценка действий сторон в совокупности позволяют сделать вывод о том, что сторонам известна цель использования (эксплуатации) объектов концессионного соглашения. n Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.11.2011 по делу № А10-444/2011 Конкурсная документация может не содержать подробной информации об объекте концессионного соглашения. Но в этом случае должен быть предусмотрен порядок ознакомления со всей исчерпывающей информацией любыми заинтересованными лицами. Кейс №9: n Первый заместитель прокурора Курской области обратился в суд с иском о признании несостоявшимся конкурса на право заключения концессионного соглашения и признании недействительным концессионного соглашения; Вывод суда: у лица, желающего принять участие в конкурсе, была возможность ознакомиться с информацией об объектах концессионного соглашения. n Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу № А35-14080/2011 n Решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2012 по делу № А35-14080/2011 2.5 Несоответствие конкурсной документации концессионному законодательству DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 3 ст. 24: Для каждого критерия конкурса устанавливаются начальное условие в виде числового значения, уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в конкурсном предложении, коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса; DE FACTO… Установление в конкурсной документации начальных значений критериев конкурса в виде интервала чисел прямо не предусмотрено ч. 3 ст. 24 ФЗ "О концессионных соглашениях", но не является безусловным основанием для признания конкурса недействительным. Кейс №10: n Проигравший конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов электросетевой инфраструктуры участник обратился в суд с заявлением о признании результатов конкурса недействительными; Вывод суда: установление значений критериев в виде интервалов чисел не препятствует формированию участниками конкурсных предложений, не создает кому-либо из участников преимуществ и не нарушает принципов конкуренции. n Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2011 по делу № А66-12967/2009 Отсутствие в конкурсной документации характеристик технического состояния передаваемого в аренду имущества и его экономических показателей является грубым нарушением процедуры проведения конкурса. Кейс №11: n Отдел УФАС по Амурской области выявил нарушения при проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества – коммунальной инфраструктуры; Вывод суда: отсутствие в конкурсной документации характеристик объектов соглашения приводит к ограничению конкуренции и нарушению порядка определения победителя торгов. n Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 № 06АП-383/2010 по делу № А04-6257/2009 При установлении требований к участникам конкурса конкурсная документация должна содержать исчерпывающий перечень конкретизированных требований, которым участники должны соответствовать. Кейс №12: n Участник конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в Свердловской области обжаловал отказ в допуске к участию в конкурсе и некоторые положения конкурсной документации; Вывод суда: отсутствие четкого перечня требований к участникам конкурса позволило произвольно допускать либо не допускать заявителей к участию в конкурсе, что является нарушением требований концессионного и антимонопольного законодательства n Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 № 17АП-5850/2010-АК по делу № А60-1523/2010 3. ИНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОСПАРИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА: n Нарушение порядка определения победителя конкурса 3.1 Нарушение порядка определения победителя конкурса DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 1 ст. 32: Рассмотрение и оценка конкурсных предложений, представленных участниками конкурса, осуществляются в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет соответствие конкурсного предложения требованиям КД и проводит оценку конкурсных предложений, в отношении которых принято решение об их соответствии требованиям конкурсной документации, в целях определения победителя конкурса; DE FACTO… Определение победителя конкурса в зависимости от сроков представления в конкурсную комиссию конкурсного предложения возможно только в случае, если конкурсные предложения участников содержат равные наилучшие условия. Кейс №13: n Участник конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества – объекта спортивного назначения, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, оспаривал результаты конкурсных процедур; Решение суда: предложенные участниками условия не могут считаться равными, в силу чего участник, представивший предложение первым, не может быть признан победителем конкурса (без учета результатов надлежащей оценки предложений). n Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2010 по делу № А75-13304/2009 Неправомерно заключение концессионного соглашения с единственным участником конкурса, заявка которого не соответствует требованиям конкурсной документации. Кейс №14: n Первый заместитель прокурора Курской области обжалует результаты конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ; Решение суда: из анализа норм концессионного законодательства следует, что обязательным условием заключения концессионного соглашения с лицом, принявшим участие в признанном несостоявшимся конкурсе, является соответствие его предложения требованиям конкурсной документации. n Постановление ФАС Центрального округа от 12.03.2013 по делу № А35-14620/2011 3.2 Несоответствие фактически переданного имущества содержанию конкурсной документации DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 1 ст. 3: По концессионному соглашению концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления предусмотренной соглашением деятельности; Требование ФЗ "О защите конкуренции": n ч. 1 ст. 15: Органам государственной власти, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. DE FACTO… Имущество, передаваемое концедентом для реализации концессионного соглашения, должно соответствовать перечню имущества, определенному в конкурсной документации. Кейс №15: n Участник конкурса и администрация одного из муниципальных образований Красноярского края оспаривают решение и предписание УФАС об устранении нарушений, допущенных в рамках проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения; Вывод суда: действия администрации, выразившиеся в передаче тепловых сетей и прочего муниципального имущества с нарушением установленного порядка, свидетельствуют о предоставлении хозяйствующему субъекту более выгодных условий осуществления хозяйственной деятельности посредством использования муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры по сравнению с другими хозяйствующими субъектами n Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2012 № А33-13677/2011 Предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не является нарушением антимонопольного законодательства. Кейс №16: n Администрация одного из муниципальных образований Вологодской области обжалует решение УФАС и предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, выразившихся в передаче имущества, не относящегося к объекту концессионного соглашения; Вывод суда: действия администрации соответствуют действующему законодательству и не нарушают норм антимонопольного законодательства n Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2010 по делу № А13-14169/2009 3.3 Нарушение порядка изменения конкурсной документации DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 6 ст. 23: Концедент вправе вносить изменения в конкурсную документацию при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений не менее чем на 30 рабочих дней со дня внесения таких изменений. Требование ФЗ "О защите конкуренции": n ч. 1 ст. 15: Органам государственной власти/местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. DE FACTO… Нарушение требования о продлении срока предоставления заявок в случае внесения изменений в конкурсную документацию является основанием для признания конкурса недействительным. n Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 № 06АП-383/2010 по делу № А04-6257/2009 Нарушение требования о продлении срока предоставления заявок в случае внесения изменений в конкурсную документацию является основанием для признания конкурса недействительным. Кейс №17: n Орган по управлению имуществом одного из муниципальных образований Амурской области обжалует решение УФАС, которым установлен нарушение антимонопольного законодательства; Вывод суда: невыполнение требований концессионного законодательства в части продления сроков подачи заявок при внесении изменения в КД является нарушением антимонопольного законодательства и ограничивает конкуренцию n Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 № 06АП-383/2010 по делу № А04-6257/2009 3.4 нарушение порядка представления конкурсных предложений DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 4 ст. 29: Конкурсная комиссия в течение 3 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола проведения предварительного отбора участников конкурса, но не позднее чем за 60 рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений в конкурсную комиссию, направляет участникам конкурса уведомление с предложением представить конкурсные предложения; DE FACTO… Нарушение порядка представления конкурсных предложений, не повлекшее нарушения прав третьих лиц или принципа конкуренции, не является основаниям для признания конкурса недействительным. Кейс №18: n Участник конкурса на право заключения концессионного соглашения, проведенного в Свердловской области, не выигравший торги, оспаривает результаты конкурсных процедур; Вывод суда: допущенное нарушение не повлияло на результаты конкурса в связи с чем не может являться основанием для признания конкурса недействительным. n Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.04.2011 по делу № А60-371/2011 Нарушение формальных требований к заявке не всегда является безусловным основанием для недопуска к участию в конкурсе: отсутствие описи документов в заявке на участие не может рассматриваться как предоставление заявителем неполных или недостоверных материалов. Кейс №19: n Участник конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, проведенного в Тверской области, оспаривает решение конкурсной комиссии о его недопуске к участию в конкурсе; Вывод суда: отсутствие описи документов в заявке на участие не может рассматриваться как предоставление заявителем неполных или недостоверных материалов. n Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по делу № А66-280/2011 3.5 Нарушение требований к оформлению заявки и предложения DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 3 ст. 29: Решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается конкурсной комиссией в случае, если заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе и установленным конкурсной документацией; DE FACTO… Непредставление перечисленных в КД документов является основанием для недопуска заявителя к участию в конкурсе даже при фактическом соответствии предъявляемым требованиям (в частности, отсутствие задолженностей по платежам в бюджеты). Кейс №20: n Заявитель оспаривает отказ в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора аренды, проведенного в г. Иркутске; Вывод суда: заявитель законно не был допущен к участию в конкурсе в силу непредставления документа, представление которого необходимо в соответствии с конкурсной документацией. n Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 по делу № А19-16360/2009 Документ, определенно указанный в конкурсной документации и необходимый для предоставления в составе заявки, не может быть заменен иным документом, в том числе сходным по содержанию (в частности, акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам не может быть заменен справкой о состоянии расчетов). Кейс №21: n Заявитель оспаривает отказ в допуске к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов электроснабжения, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре; Вывод суда: основания для признания решения конкурсной комиссии по проведению предварительного отбора участников конкурса на право заключения концессионного соглашения недействительным не имеются, поскольку было принято формально верное решение об отказе в допуске. n Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 по делу № А75-867/2011 3.6 Обременение объекта соглашения правами третьих лиц DE JURE… Требование ФЗ "О концессионных соглашениях": n ч. 4 ст. 3: Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент его передачи концессионеру должен быть свободен от прав третьих лиц; Напрямую ФЗ "О концессионных соглашениях" не содержит требования о свободе объекта от прав третьих лиц на момент заключения концессионного соглашения. DE FACTO… Объект концессионного соглашения на момент заключения концессионного соглашения должен быть свободен от прав третьих лиц. Кейс №22: n Уполномоченным органом муниципального образования и муниципальным предприятием предъявлен иск о признании концессионного соглашения в отношении имущества муниципального образования городского округа Самара недействительной сделкой и применении последствий недействительности; Вывод суда: концессионное соглашение, заключенное в отношении обремененного правом хозяйственного ведения имущества, является ничтожной сделкой в силу противоречия положениям законодательства n Постановление ФАС Поволжского округа от 16.11.2011 по делу № А55-24810/2010 Противоположная практика: Заключение КС в отношении имущества, обремененного правом хозяйственного ведения, с учетом прекращения обременения к моменту передачи имущества концессионеру не противоречит требованиям законодательства. Кейс №23: n Администрация одного из муниципальных образований Ростовской области обратилась в суд с требованием применения последствий недействительности концессионного соглашения, заключенного в отношении объектов утилизации бытовых отходов; Вывод суда: обстоятельства заключения концессионного соглашения и передачи объекта концессионного соглашения концессионеру действующему законодательству не противоречат, основания для признания концессионного соглашения недействительным отсутствуют. n Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2012 по делу № А53-280/2012 |
VEGAS LEX_Концессия DE JURE и DE FACTO
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (2 Мб) |