10 ноября 2014 |
Налоговый мониторинг снизит налоговые риски4 ноября 2014 года подписан Федеральный закон № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Закон предусматривает возможность применения налогового мониторинга, проводимого по месту нахождения налогового органа, в отношении организаций-налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов). Налоговый мониторинг является новой формой информационного взаимодействия с налоговыми органами, при которой имеется возможность определить правильность исчисления налогов и сборов в реальном времени, не дожидаясь проведения выездной или камеральной налоговой проверки. Периодом проведения налогового мониторинга является календарный год, следующий за годом, в котором организацией подано заявление. Налоговый мониторинг соответствующего календарного года осуществляется до 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга. При этом действие налогового мониторинга прекратится досрочно в случаях:
Организации смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
Помимо заявления о проведении налогового мониторинга в налоговый орган также подается:
Порядок предоставления налоговому органу документов (информации) или доступ к информационным системам организации осуществляется на основании «регламента информационного взаимодействия», предоставляемого организацией одновременно с заявлением о проведении налогового мониторинга. Форма регламента утверждается ФНС России. В регламенте информационного взаимодействия должны быть отражены:
При выявлении противоречий между сведениями, содержащимися в представленных для мониторинга документах (информации), либо в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней. Налоговый орган обязан составить «мотивированное мнение» за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, если после рассмотрения представленных организацией пояснений[1] установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. При этом мотивированное мнение не может быть составлено по вопросам трансфертного ценообразования. Организация имеет право направить запрос в налоговый орган на подготовку мотивированного мнения, составление которого не означает наличие каких-либо противоречий, и может быть использовано налогоплательщиком, в частности для сверки правильности исчисления налогов и сборов. Организация имеет право согласиться с мотивированным мнением, о чем уведомляет налоговый орган в течение одного месяца, в последующем отразив позицию налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), подав уточненную налоговую декларацию (расчет) или иным способом. Организация имеет право и не согласиться с мотивированным мнением, представив в налоговый орган в течение 1 месяца со дня получения такого мнения «разногласия». Налоговый орган в течение 3 дней со дня поступления ему разногласий направляет их в ФНС России для инициирования взаимосогласительной процедуры. ФНС России по результату взаимосогласительной процедуры уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения, либо об оставлении его без изменения. Важным нововведением является то, что налоговые органы не имеют право проводить выездные налоговые проверки за налоговый период, охватываемый действием налогового мониторинга, за исключением случаев:
Налоговые органы также не могут проводить камеральные проверки за период действия налогового мониторинга, за исключением случаев:
Существенным дополнением является появление нового обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика при совершении налогового правонарушения: выполнение мотивированных мнений налогового органа, предоставленных в рамках налогового мониторинга. Другим существенным дополнением является неначисление пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате выполнения организацией мотивированного мнения. Налоговый мониторинг позволит снизить налоговые риски для ряда организаций, сделав налогообложение отдельных операций более предсказуемым, фактически заменив налоговые проверки крупных компаний новой формой контроля – налоговым мониторингом. В то же время, применение налогового мониторинга не снижает риск доначислений налога в случае инициирования выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, проводящему налоговый мониторинг. Принимая решение о том, необходим ли налоговый мониторинг, важно определиться, нужна ли организации «постоянная налоговая проверка» или, наоборот, специфика деятельности предусматривает возникновение спорных ситуаций, требующих оперативного взаимодействия с налоговым органом. Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. В свою очередь консолидированные налогоплательщики смогут применять налоговый мониторинг с 1 января 2016 года. |
Связанные отрасли
VEGAS LEX_Налоговый мониторинг снизит налоговые риски_11.2014
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (931 Кб) |