Аналитика Аналитические обзоры

6
сентября
2016

Инвестиции в социальное питание: ГЧП-соглашения и концессии

Питание.JPGНесмотря на текущую экономическую ситуацию и увеличение бюджетного дефицита государство не может отказаться от одной из его главных функций, задекларированной в Конституции РФ, – социальное обеспечение населения. Однако в последние годы к оказанию услуг в сфере социального обслуживания, в особенности в сфере социального питания, постепенно привлекаются частные организации. Совокупное количество закупок у частных организаций за период с августа 2013 года по август 2016 года составляет более 15 тысяч.

 С 2013 года объемы средств, выделяемых из бюджета на закупку у поставщиков услуг социального питания, значительно выросли. Так, если в 2013 году (июль–сентябрь) максимальная сумма закупок по поставке социального питания не доходила до 10 млн рублей, то в пиковый период 2015 года (октябрь–декабрь) максимальная сумма закупок составила почти 95 млн рублей. При этом начиная с 2014 года менее чем на 27 млн рублей закупки в сфере социального питания не осуществлялись.

Одновременно с тенденцией увеличения объемов "аутсорсинга" частным организациям задач по обслуживанию населения наметилась тенденция перехода государства от осуществления закупок по организации питания к заключению концессионных и ГЧП-соглашений. Минфин России выступил с инициативой принятия специального закона, регулирующего оказание от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в том числе на основе ГЧП-соглашений и концессионных соглашений. После принятия законопроекта заключить государственный контракт на оказание услуг в социальной сфере и договор на компенсацию затрат, связанных с оказанием таких услуг, можно будет, только если принято решение о невозможности или неэффективности заключения ГЧП-соглашения или концессионного соглашения. 4 августа 2016 года законопроект был опубликован для общественного обсуждения. Предполагаемая дата вступления закона в силу – 1 января 2018 года.

С 1 января 2017 года вступают в силу поправки в Закон о концессионных соглашениях[1], выделяющие объекты социального обслуживания населения в отдельную категорию объектов концессионного соглашения. Таким образом, снимается ранее существовавшая дискуссия в отношении объектов социального обслуживания и объектов социально-культурного назначения. Закон о государственно-частном партнерстве[2], вступивший в силу 1 января 2016 года, уже позволяет реализовывать проекты социального обслуживания по модели ГЧП-соглашения.

Бюджет на реализацию инвестиционных проектов ежегодно сокращается, что особенно сказывается на сферах, где частные инвестиции отсутствуют или их доля незначительна, например, это сфера социального обслуживания населения. И если для здравоохранения "запасным" и востребованным у частных инвесторов вариантом является платная медицина, то в сфере социального обслуживания, в частности социального питания, рынок для частных инвесторов еще только формируется.

Так как задача развивать инфраструктуру не снимается, федеральные и региональные власти (вместе с муниципалами) все больше видят пользу в применении модели государственно-частного партнерства для решения своих задач. И если раньше доступ к использованию государственной инфраструктуры частными инвесторами сопровождался сложностями в оформлении взаимоотношений с государством, отказом государства от исполнения своих обязательств или сложностями в "продвижении" проекта, то сейчас в условиях бюджетного дефицита и наличия эффективного механизма – ГЧП – такая задача для частного инвестора значительно упрощается.

Заключение и исполнение концессионного или ГЧП-соглашения на организацию социального обслуживания населения позволит:

  • инвестору – с минимальной степенью риска получить инвестиционный доход от строительства и эксплуатации государственного имущества, предоставления социальных услуг, в том числе по согласованию с государством использовать такое имущество для коммерческих целей (без ущерба для социальной части), установить долгосрочный индивидуальный тариф.
  • государству – получить с минимальной долей бюджетных затрат функционирующий объект для выполнения государственной функции по социальному обслуживанию населения, привлечение частных инвестиций, прямые и косвенные налоговые эффекты.

Описание структурирования ГЧП-проекта для участников рынка, которые уже рассматривают реализацию проектов по социальному обслуживанию населения на основе ГЧП, приведено в разделе III настоящего обзора.

Для участников рынка, еще не определившихся с моделью реализации проекта, рекомендуется предварительно ознакомиться с разделом II настоящего обзора.

Основные разделы аналитического обзора:

  1. Актуальность и тенденции
    • Последние тенденции в сфере социального обслуживания
    • Развитие регулирования в регионах
    • Основные проблемы регионов
    • О каких объемах идет речь
    • Текущий рынок поставщиков
      2.   Социальная сфера и ГЧП
    • ГЧП – будущее для проектов социального обслуживания в России
    • Почему государство переходит на ГЧП?
    • Почему инвестору выгодно перейти на ГЧП?
    • Итого: образ целевого результата
      3.   Структурирование ГЧП-проекта на примере комбината социального питания
    • Существо проекта
    • Детали проекта по организации социального питания
    • Какое соглашение выбрать: концессия или ГЧП?
    • Ключевые стадии подготовки концессионного проекта
    • Ключевые стадии подготовки проекта ГЧП (Закон № 224-ФЗ)


[1] Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее также 115-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также 224-ФЗ).




VEGAS LEX_Инвестиции в социальное питание_ГЧП-соглашения и концессии_09 2016

Скачать файл
Файл добавлен 26.10.2016
Презентация .pdf (1018 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение