Аналитика Публикации

7
июля
2020

Госконтракты в России: нарушения и наказания

Источник: Юридический портал "Право.ру"


Самые частые нарушения

По сравнению с 2018-м в прошлом году увеличилось количество жалоб на нарушения в госзакупках. Рост составил 4%, а число таких обращений в ФАС достигло 87 064. Из них ведомство признало обоснованными 44% заявлений. <...>

Другое типичное нарушение – «укрупнение» лотов. В один заказ необоснованно включают сразу несколько товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой. Незаконно отсекаются потенциальные участники, которые не могут одновременно поставить все предметы закупки, говорит Макарский. По его словам, подобные нарушения часто встречаются в строительной сфере. В рамках одного лота могут заказать и строительство здания, и отделку его помещений. Суды подчеркивают, что «нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота объекты, которые технологически и функционально не связаны» (дело № А56-19146/2019). Бывают и более «экзотичные» ситуации, когда заказчик объединил в рамках одного лота услуги по организации питания и работы по выполнению косметического ремонта в помещениях, в которых предполагалось оказание услуг по питанию (дело № А40-113614/2019). Суды согласились с антимонопольным органом, что это нарушение.

Еще один нечестный прием – установить завышенные требования к участникам тендера. Например, учебное заведение при выборе клининговой компании указало конкретную модель уборочной машины. Участники, обладающие этим аппаратом, получили преимущество, хотя у соперников могла быть техника еще лучше, замечает Ксения Подгузова из VEGAS LEX. Антимонопольный орган признал, что заказчик установил избыточный показатель, который не соответствует целям законодательства о закупках (решение Калужского УФАС России № 040/07/3-1148/2019 от 2 декабря 2019 года).

Проблемы закупки у единственного поставщика 

Закупка у единственного поставщика изначально задумывалась как исключение из общего правила, рассказывает Подгузова. В ней есть смысл, когда на рынке нет конкуренции. Например, требуются услуги естественных монополий или нужно арендовать или купить определенное здание. Подобные тендеры целесообразны, чтобы удовлетворить срочные потребности. Речь идет об аварийных или чрезвычайных ситуациях. Другие подходящие случаи – если проведение конкурентной закупки не смогло вызвать интерес у потенциальных участников или нужный товар стоит недорого. <...>

Претензии к подрядчикам

Нарушения среди подрядчиков обычно встречаются уже во время исполнения договора. «Это нарушение сроков, некачественные поставки, уклонение от исполнения контракта, – перечисляет Костоваров. – Но они встречаются все реже, ведь никто не хочет попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Чаще встречаются нарушения, вызванные объективными обстоятельствами либо даже поведением самого заказчика». <...>

 Обстоятельства, указывающие на сговор:

  • компании осуществляют однородные виды деятельности и являются конкурентами;
  • компании зарегистрированы по одному и тому же адресу;
  • подача заявок и участие в аукционах с одного IP-адреса;
  • промежуток подачи ценовых предложений составлял 1–2 минуты;
  • содержание и форма заполнения первых частей заявок идентичны, автор файла – одно и то же лицо.

Источник: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2018 года по делу № А69-511/2017.

Из своей практики за прошлый год ФАС среди самых интересных дел выделяет разбирательства по поводу антиконкурентных соглашений. Первое из них касалось картельного сговора, который выявили на торгах по строительству школ и детских садов в Дагестане. Антимонопольная служба, внепланово проверяя заказчика работ, организацию «Сейсмобезопасность», установила, что двое участников тендера – фирмы «ПОН» и «Дагстройсервис» – обладали устойчивыми финансовыми связями и использовали единую инфраструктуру при подаче заявок и ценовых предложений. Компании оштрафовали в общей сложности на 44,5 млн руб. 

Другое резонансное дело прошлого года касалось нарушений на трех электронных открытых аукционах по поставке быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Общая цена контрактов составляла 250,8 млн руб. Несмотря на наличие у этих торгов победителей, которые существенно снизили начальную цену, Минздрав Тверской области отказался от подписания соглашений с ними. Вместо этого ведомство организовало повторные торги, что привело к заключению контракта по более высокой стоимости.

Надзорный орган обнаружил еще один картель с участием компаний «Детский рядъ», «Энфа Трэйд» и «Альбатрос», которые участвовали в 26-ти закупках по поставке продуктов детского питания в госучреждения Республики Саха (Якутия), Ульяновской области и Астраханской области. Общий доход участников этой схемы составил 658 млн руб.

Что изменить в закупочной сфере

Существующее законодательство о госзакупках остро нуждается в либерализации <...> Об этом свидетельствует и то, что существенная часть нарушений здесь объясняется попытками обойти действующие нормы. Ведь они серьезно ограничивают свободу деятельности заказчиков, добавляет Подгузова. В ряде случаев законодателю стоит проявить более гибкий подход к регулированию, чтобы законодательство о закупках учитывало не только публичную цель защитить конкуренцию, но и интересы заказчиков купить наиболее качественный товар, уверена юрист.

Некоторые меры, которые упрощают жизнь заказчикам, уже вступили в силу в прошлом году.

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://pravo.ru/story/222904/

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение