Аналитика Публикации

15
сентября
2017

Налоговые штрафы могут вырасти

Источник: Журнал "National Business"


Письмом ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ до сведения налогоплательщика доведены методические рекомендации Следственного комитета РФ и ФНС России "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты суммы налога (сбора)" (далее – Рекомендации). Указанный документ не является нормативным актом, но позволяет понять, какие действия будут предпринимать контролирующие органы при проведении проверок.

Следственный комитет рекомендует налоговым инспекциям устанавливать конкретных физических лиц, участвовавших в налоговом правонарушении, и выявлять у них умысел на его совершение. Это не только позволит накладывать штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога по п. 3 ст. 122 НК РФ, но и улучшит, по мнению правоохранительных органов, уголовно-правовую перспективу материалов для возбуждения уголовного дела.

С этой целью предложен следующий алгоритм:

  • изучение управленческих документов фирмы: штатного расписания, договоров с управляющими лицами, доверенностей, должностных инструкций;

  • получение пояснений должностных лиц по фактам налоговых правонарушений (к Рекомендациям приложены перечни вопросов, подлежащих выяснению у сотрудников или руководителя);

  • соотнесение документов и пояснений с первичными документами на предмет нетипичности документооборота, например нарушение правил компании при осуществлении операций, оформление их "доверенными" лицами руководства, отсутствие информации у лиц, обычно отвечающих за оформление;

  • выявление внешних источников, подтверждающих умысел на совершение правонарушения, например приговоров в отношении должностных или иных лиц налогоплательщика или его контрагента;

  • сбор информации о действиях/бездействии, повлекших нарушение законодательства: направление запросов, проведение допросов, осмотров, выемки.

Согласно Рекомендациям об умысле могут свидетельствовать:

- отсутствие случайностей в ряде событий и действий, имеющих отношение к правонарушению;

- согласованность действий группы лиц;

- юридическая или фактическая подконтрольность налогоплательщику фирм-однодневок;

- факты имитации хозяйственных связей (отсутствие реальности сделок);

- сложный и запутанный, продолжающийся во времени, повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы, исключающий их совершение в рамках обычной деятельности или по неосторожности;

- прямые улики противоправной деятельности, например: наличие "черной бухгалтерии", обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика, факты обналичивания денежных средств вместе с установленными фактами их расходования на те или иные нужды налогоплательщика-организации, ее должностных лиц и учредителей (участников);

- попытки сокрытия или уничтожения документации;

- осведомленность налогоплательщика об обстоятельствах правонарушения, которые могут быть известны только непосредственному исполнителю.

Рекомендации также содержат в себе примеры конкретных схем, применяемых для уклонения от уплаты налогов, как то: совершение фиктивных сделок, дробление бизнеса с целью применения специальных налоговых режимов, необоснованное применение льгот и налоговых ставок, использование притворных сделок и т.д., а также способы доказывания умысла по ним.

В свете изложенного хотелось бы порекомендовать налогоплательщикам не только внимательно изучить указанный документ, но и провести самотестирование, используя изложенные в нем методики. Так вы сможете выявить у себя налоговые риски и предупредить возможные претензии налоговых органов. 

Связанные услуги

Связанные отрасли

Маликова_National Business_Налоговые штрафы могут вырасти

Скачать файл
Файл добавлен 15.09.2017
Презентация .pdf (44 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение