Аналитика Публикации

8
июня
2020

Поставить галочку: теория и практика соглашений через интернет

Источник: Юридический портал "Право.ру"


Дмитрий Бородин, Руководитель проектов Корпоративного направления

Сделки в интернете обычно оформляются с помощью конструкции click-wrap. Это форма заключения договора, когда сторона принимает условия соглашения путем нажатия на кнопку «Я согласен» или иным аналогичным способом. В странах Евросоюза такие соглашения регулируются E-Commerce Directive от 2000 года, а в США – Uniform Commercial Code. Международная правовая база – это Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 года и Конвенция ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах», которая принята резолюцией 60/21 Генассамблеи от 23 ноября 2005 года. <...>
Согласно смыслу актов, подобные соглашения должны в достаточной степени позволять установить согласие сторон на конкретную сделку. Важно, есть ли возможность ознакомиться с условиями договора.
В России подобные электронные договоры получают все большее распространение. По данным исследовательской компании Data Insight, объём рынка электронной коммерции в России составил в 2019 году $30,6 млрд. Количество онлайн-заказов выросло на 10% по сравнению с 2018 годом.

Click-wrap существует

С 1 октября 2019 года действуют новые нормы ГК, где закреплен способ заключения click-wrap-договоров. Закон прямо предусматривает, что в отношении электронной сделки будет соблюдена письменная форма, если ресурс, с помощью которого она заключена, позволит сохранить её условия на материальном носителе (ФЗ от 18 марта 2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»). <...>

Практика признает существование договоров сlick-wrap. Сложности возникают с доказыванием факта исполнения обязательств, принятия акцепта или с идентификацией сторон сделки.

Дмитрий Бородин, старший юрист фирмы VEGAS LEX дает практические советы, чтобы снизить риски в суде и не остаться без защиты:

  • у клиента не должно быть технической возможности воспользоваться сервисом без проставления соответствующей галочки и ознакомления с условиями сервиса;
  • в тексте условий должно быть указано, какие действия считаются «акцептом»;
  •  у клиента должна быть возможность сохранить текст условий сервиса, с которыми он соглашается;
  • рекомендуется включать в текст условий обязанность клиента предпринимать разумные меры по отслеживанию изменений условий сервиса, а также порядок информирования о таких изменениях;
  • рекомендуется включать ссылку на условия сервиса в электронные письма, направляемые клиенту;
  • обеспечить возможность установления личности контрагента. Например, использование средств двухфакторной аутентификации (по номеру телефона или через иные идентификаторы).

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://pravo.ru/story/221820/


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение