15 June 2009 |
Специфика судебного обжалования решений антимонопольных органов
Споры с антимонопольным органом: советы специалиста.
Тенденции развития антимонопольного производства
Последняя статистика1, опубликованная Федеральной антимонопольной службой РФ, свидетельствует о росте активности антимонопольных органов на правоприменительном поле. Больше дел рассмотрено, больше штрафов «выписано»2. Однако, несмотря на это, количество поступающих в арбитражные суды заявлений о признании решений антимонопольных органов недействительными отнюдь не уменьшается. Не становится меньше и случаев отмены судами таких решений — более того, в 2008 году этот показатель по некоторым из «антимонопольных составов»3 увеличился.
Такое положение дел может свидетельствовать лишь о том, что параллельно с активными действиями антимонопольных органов (а во многом и благодаря им) растет квалификация профессионального юридического сообщества. Все чаще участникам рынка удается доказать в суде, что обстоятельства, на первый взгляд несовместимые с принципами конкуренции, на самом деле совсем им не противоречат.
В последние годы все более явно выделяется специфическая отрасль «конкурентного права». От специалистов в этой области требуется не только знание специальных нормативных актов, которые во множестве появляются в последнее время, но и понимание специфики «антимонопольного» процесса, процедур доказывания в нем. Не знакомому с ними юристу становится все труднее добиться успеха в «антимонопольных» делах.
Досудебная процедура
Итак, в отношении вашей компании было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия провела расследование, по итогам которого вынесла решение, усматривающее наличие нарушения, и выдала предписание об устранении этого нарушения.
Закон предоставляет вам три месяца на обжалование этого решения в арбитражном суде, считая с момента изготовления такого решения. Некоторые в этом случае предпочитают не торопиться, однако стоит помнить, что за вынесением решения может последовать возбуждение административного производства, которое, скорее всего, завершится штрафом, в том числе, возможно, и оборотным. Разумеется, наличие судебного производства по решению не позволяет избежать административной процедуры, но оно дает возможность приостановить судебное производство по обжалованию постановления об административном правонарушении до вступления в законную силу судебного акта по решению. Во многом, поэтому нет смысла тратить на формирование правовой позиции все три месяца, учитывая, что по существу к моменту судебного обжалования она уже должна быть готова.
В этой части мы вынуждены сделать один шаг назад — на стадию антимонопольного расследования. Многие, впервые столкнувшись с необходимостью участия в антимонопольном производстве, сразу занимают пассивную процессуальную позицию, отказываясь что-либо доказывать и объяснять антимонопольному органу и зачастую ограничиваясь в лучшем случае кратким письменным объяснением. Подобный подход основан на бытующей точке зрения о том, что, мол, «у них тут состязательности нет, все давно решено и справедливости не найти». Приверженцы такой позиции полагают, что все необходимое они потом смогут объяснить и доказать в суде, основываясь в том числе и на процессуальных нарушениях, которые ФАС России «наверняка» допустит.
Такая точка зрения представляется в корне неверной. Конечно, вопрос о «состязательности» в антимонопольном процессе весьма дискуссионный, однако споры на этот счет не исключают «жизненно важной» необходимости принимать самое активное участие в антимонопольной процедуре еще на стадии рассмотрения вопроса комиссией ФАС. Впоследствии в суде можно приводить любые аргументы, но в последнее время в ходе судебного разбирательства все чаще и чаще звучат вопросы: почему же вы не заявляли это при рассмотрении в ФАС? Где приобщенные к материаламантимонопольного дела доказательства вашей позиции? Учитывая, что из года в год растет профессиональная квалификация не только «антитрастовых» адвокатов, но и работников антимонопольных органов, признать решение ФАС незаконным лишь по процессуальным основаниям становится все сложнее и сложнее.
Резюмируя, хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость максимально активного участия в самом разбирательстве на стадии рассмотрения дела антимонопольным органом: следует заявлять свою позицию и ходатайства, представлять все возможные доказательства. Впоследствии это может стать залогом успеха при рассмотрении «антимонопольного» дела в судебном производстве.
«Состав» нарушения антимонопольного законодательства
Может случиться и так, что, несмотря на ваше чрезвычайно деятельное участие в работе комиссии ФАС, компанию признали нарушившей антимонопольное законодательство; соответствующее решение вынесено и получено представителями компании.
В такой ситуации закон дает право обжалования этого решения.
Занимаясь подготовкой жалобы в порядке главы 24 АПК РФ, прежде всего следует подумать о тактике, стратегии и необходимых доказательствах.
Первое, на что следует обратить внимание при формировании позиции для суда, — это «подсказки», которые дает нам сам антимонопольный орган (в виде подзаконных нормативных актов по предмету регулирования), а также действующее законодательство и правоприменительная практика. Основной принцип, которым полезно руководствоваться: попытайтесь встать на место антимонопольного органа, понять его логику и сообразно с ней сформировать свою позицию.
Хотя это нигде не формализовано, очевидно, что любое нарушение антимонопольного зако-нодательства имеет свой «состав» по аналогии, например, с административными правонарушениями. Единственное, что никого не интересует в ходе антимонопольного расследования, — это вина субъекта рынка; антимонопольное нарушение остается таковым независимо от субъективного отношения нарушителя к нему.
Самая «популярная» норма, в нарушении которой чаще всего обвиняют хозяйствующих субъектов, — статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Эта статья устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, налицо специальные:
Это и есть те существенные обстоятельства, которые должен определить и доказать антимонопольный орган, вменяя компании нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». В то же время это как раз те основные моменты, на установление которых должна обратить особое внимание сама компания при формировании своей позиции для суда.
Теперь перейдем к упомянутым выше «подсказкам»
Во-первых, если ваша компания не является естественной монополией, прежде всего надо установить, занимает ли она доминирующее положение именно на том рынке, на котором, по мнению ФАС, было совершено нарушение антимонопольного законодательства. Обратимся к статье 5 Закона «О защите конкуренции» и Административному регламенту ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией4. Эти нормативные акты содержат перечень императивных критериев, только при условии наличия, которых субъект может быть признан занимающим доминирующее положение. Проанализируйте эти критерии: вполне возможно, что в вашем случае доминирующее положение было установлено с нарушением. В отсутствие у хозяйствующего субъекта статуса «доминанта» говорить о возможности злоупотребления этим положением и о нарушении статьи 10 Закона «О защите конкуренции» не приходится.
Во-вторых, даже если по формальным признакам доминирующее положение налицо, обратитесь к объекту антимонопольного нарушения — непосредственно рынку, на котором оно совершено. Первое, что необходимо определить, — совпадает ли рынок, доминирующее положение субъекта на котором установлено, и рынок, на котором, по мнению антимонопольного органа, было совершено нарушение. Второе: каково вообще состояние конкуренции на этом рынке — «есть ли, что нарушать»?
Чтобы это выяснить, обратимся к еще одной «подсказке». В 2006 году был утвержден Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке5, достаточно активно применяемый антимонопольными органами при осуществлении антимонопольных расследований. Участникам рынка тоже ничто не мешает использовать этот нормативный акт; с его помощью можно определить такие специфические (необходимые!) параметры, как продуктовые границы товарного рынка, его географические границы и т. п. В результате может выясниться, что доминирующее положение ваша компания занимает на одном рынке, а нарушение антимонопольного законодательства по формальным признакам произошло на другом. Такое обстоятельство явно исключает возможность вменения нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В-третьих, обратимся к «объективной стороне» вменяемого нарушения — наличию факта злоупотребления доминирующим положением. Здесь в качестве «подсказки» может выступить Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 г. № 30. В пункте 4 этого документа подробно разъясняется порядок применения статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Главное, на что указывает данный пункт: перечень возможных форм злоупотребления доминирующим положением, приведенный в части 1 статьи 10 «конкурентного» Закона, не является исчерпывающим. Поэтому, если ваши действия, рассматриваемые антимонопольным органом как злоупотребление доминирующим положением, в перечне п. 4 Постановления ВАС РФ отсутствуют, это еще не повод для оптимизма: нарушением могут быть признаны любые действия, влияющие на уровень конкуренции на рынке.
Вышеуказанным способом можно провести анализ практически любого антимонопольного «состава». Подобный подход дает возможность понять логику антимонопольного органа и сформировать эффективную судебную позицию.
Экспертно-экономическая составляющая У читателей, которые внимательно изучили содержание предыдущего раздела этой статьи и ознакомились с названными там нормативными документами, может возникнуть законный вопрос: как на практике применять положения всех этих методик и регламентов? Как правильно определить границы товарного рынка? Как определить размер доли компании на этом товарном рынке? И вообще, что такое «индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана»6?
Скорее всего, для тех, кто занимается только «антимонопольными» делами, ответы на эти вопросы вполне очевидны, но таких специалистов не так уж и много. Для всех остальных эффективным ответом на эти вопросы и действенным способом подготовки доказательственной базы к судебному разбирательству является обращение к экспертам, работающим в данной области. Речь идет не о юристах, а об экономистах, специализирующихся в области статистики.
Вообще, экспертно-экономическая составляющая в подобных делах очень существенна. И если вы планируете оспаривать решение антимонопольного органа «по существу», а не только по процессуальным основаниям, привлечение такого специалиста в большинстве случаев необходимо. Конечно, эффективнее всего привлекать его еще на досудебной стадии, но если это не было сделано, арбитражно-процессуальное законодательство дает возможность осуществить это непосредственно в судебном процессе.
Как известно, назначение экспертизы арбитражным судом возможно по ходатайству лица, участвующего в деле, или же с согласия участвующих в деле лиц7. К сожалению, второе условие практически невыполнимо; что касается первого, то суды зачастую считают, что имеющихся у них экономических знаний достаточно для разрешения подобных вопросов, и полагаются на авторитетное мнение антимонопольного органа. Таким образом, обычным порядком добиться назначения экспертизы весьма сложно. В случае если дело имеет для компании принципиальное правовое или экономическое значение, ситуацию можно постараться переломить. Для этого в ходе подготовки заявления в суд необходимо самостоятельно обратиться к авторитетным представителям экспертного сообщества, перечень которых достаточно узок, а имена у многих на слуху, и провести внесудебную экспертизу по необходимым вопросам. Ее результаты в любом случае будут полезны —даже если они не в вашу пользу, есть возможность откорректировать правовую позицию. Если же результаты экспертизы лишь подтверждают вашу точку зрения, их можно приобщить к материалам судебного дела в качестве приложения к заявлению либо в порядке статьи 89 АПК РФ (в качестве иных документов и материалов).
Большинство судов скептически относятся к результатам подобных внесудебных экспертиз. Тем не менее профессиональное мнение авторитетного эксперта, не свидетельствующее в пользу антимонопольного органа, зачастую может помочь убедить судью в необходимости проведения уже судебной экспертизы. А результаты такого исследования имеют для суда существенную доказательственную силу.
Судебная практика
Изучение мнения судейского сообщества, выраженного в форме судебных актов, стало неотъемлемой частью подготовки квалифицированного юриста к судебному заседанию. Особенно важную роль этот элемент играет в антимонопольных делах, что обусловлено прежде всего отсутствием единообразия в подходах судов к разрешению многих весьма существенных вопросов. Один из наиболее очевидных примеров — вопрос о критериях наличия монопольно высокой цены, устанавливаемых частью 1 статьи 6 Закона «О защите конкуренции». Эта правовая норма предусматривает необходимость применения двух критериев: критерия «сопоставимых рынков» и «затратного» критерия. Однако на практике встал вопрос: необходимо ли одновременное наличие двух критериев для того, чтобы цена была признана «монопольно высокой», или достаточно соответствия одному из них?
Антимонопольные органы, естественно, придерживаются второго подхода; арбитражные суды в мнениях по этому вопросу разделились на два лагеря. Поэтому, планируя обжалование решения антимонопольного органа, прежде всего необходимо тщательно изучить сформировавшуюся точку зрения того суда, в который вы планируете обратиться. Возможно, ваше мнение по существенным обстоятельствам будет расходиться с позицией соответствующего суда.
Учитывая, что действующее арбитражно-процессуальное законодательство не предоставляет заявителю очевидных возможностей по изменению подсудности при обращении в суд в порядке главы 24 АПК РФ, единственным возможным выходом может быть формирование правовой позиции с учетом сложившегося мнения суда и изменение акцентов в вашей правовой позиции.
В заключение хотелось бы отметить, что описанные методы, конечно же, не являются панацеей в антимонопольных делах. Однако их применение может существенно помочь в достижении успеха. |