20 August 2008 |
Транзит требует развития
Довран Гарагозов, старший юрист департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс». На развитии международных транзитных перевозок сказываются проблемы страхования грузов, тарифного и технического регулирования, сертификации и лицензирования, а также высокие экологические требования, низкий уровень товаросопроводительных документов, слабая визовая поддержка. Совершенно очевидно, что в настоящее время необходимы дополнительные усилия по развитию транзитных возможностей России. Это особенно актуально с учётом объёмов мирового грузопотока, проходящего между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Его доля оценивается в 20 – 25% от общемирового уровня и составляет более $ 700 млрд ежегодно. Но и это не предел. Согласно прогнозам, суммарный объём товарооборота между Европой и Азией к 2010 году составит порядка триллиона долларов. На Россию же приходится не более 2 – 3% этого грузопотока. Увеличение доли рынка контейнерных перевозок, в частности по Транссибирской железнодорожной магистрали, с нынешних 2 – 3% до 20% могло бы обеспечить дополнительный ежегодный доход ОАО «РЖД» на уровне $2 млрд. А поступления в федеральный бюджет в виде налоговых отчислений – более $300 млн в год. Однако для этого следует решить как минимум три основные задачи: упростить процесс движения транзитных грузов, включая унификацию перевозочных документов, устранить инфраструктурную недостаточность и развивать логистику. Решение этих задач позволило бы значительно увеличить конкурентные преимущества российских железных дорог. А пока ситуация такова, что транзитный груз при въезде на территорию России или выезде проходит сложную таможенную проверку. Может потребоваться его перегрузка из-за разницы в ширине российской и европейской колеи. Нередко требуется и переоформление документов в зависимости от применяемой системы права СМГС (перевозочный документ единого образца, применяемый в железнодорожных перевозках между странами – членами СМГС), СМПС (соглашение о международном пассажирском сообщении) или КОТИФ (соглашение западноевропейских железных дорог по перевозке грузов и пассажиров). Возможно, унификация товаросопроводительных документов – задача, которую необходимо решить в самой ближайшей перспективе для привлечения транзитных грузов.
|