17 September 2008 |
Ограничения на приобретение акций иностранными инвесторами в зарубежных странахSource "Securities Market" Magazine На протяжении последних нескольких лет мы становимся свидетелями возрастающей экспансии российского бизнеса за рубеж. Российские компании динамично развиваются и все активнее выходят на иностранные рынки, приобретая компании практически по всему миру – от Латинской Америки и Австралии до Канады и скандинавских стран. С какими ограничениями приходится сталкиваться российским инвесторам при приобретении акций иностранных компаний? Каковы тенденции развития иностранного законодательства в отношении иностранных инвестиций? Этим вопросам посвящена данная статья.
Природа ограничений на иностранные инвестиции
Ограничения на приобретение иностранными инвесторами акций[1] местных компаний являются одной из форм контроля над иностранными инвестициями. Они могут иметь различные проявления: полный запрет на приобретение иностранными инвесторами акций определенных компаний, частичный запрет (например, возможно приобретение акций в размере не более 49%), возможность приобретения иностранными инвесторами акций только при условии предварительного одобрения или извещения о сделке компетентных органов соответствующего государства.
Кроме того, могут существовать различные скрытые барьеры. В качестве примера можно привести необоснованное завышение цены акций для иностранного инвестора в случаях, когда акции предприятия продает государство (например, при приватизации). В определенной мере может рассматриваться как ограничение норма о том, что большинство членов советов директоров компаний с иностранным участием должны быть гражданами или резидентами страны учреждения компании. Такие требования существуют в странах ЕС (страховой сектор), в Канаде (сектор финансовых услуг) и в Японии (сфера транспорта).
Традиционно ограничения на осуществление иностранных инвестиций, в частности на приобретение акций, характерны в основном для развивающихся стран. Однако в последнее время их стали вводить и в высокоразвитых экономиках, в том числе в США и в странах Западной Европы.
Среди стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) наибольшее количество ограничений на осуществление иностранных инвестиций, в том числе на приобретение акций иностранными инвесторами, в данный момент имеется в Исландии, Канаде, Турции, Мексике, Австрии, Австралии, Южной Корее и в Японии. Так, в Китае и Японии длительное время существовал запрет на приобретение иностранными инвесторами акций телекоммуникационных компаний. В Исландии иностранным инвесторам закрыт доступ в рыболовство и энергетический сектор, в Мексике – к акциям национальных нефтяных компаний.
Анализируя мотивы установления таких ограничений, можно выделить следующие причины их введения:
- экономические (протекционистский характер ограничений); - защита национальной безопасности; - политические причины.
Аргументация введения ограничений, связанная с экономическими причинами, чаще всего встречается в развивающихся странах, тогда как ограничения, вводимые в интересах защиты национальной безопасности, характерны для стран с развитой экономикой.
Говоря об отраслях, для которых наиболее характерны ограничения на приобретение акций иностранными инвесторами, в первую очередь можно выделить освоение природных ресурсов и оборонную промышленность. Также ограничения часто встречаются в энергетике, транспортной отрасли и в сфере телекоммуникаций.
Ограничения, связанные с защитой местных инвесторов
Ограничения на осуществление иностранных инвестиций, связанные с экономическими причинами, являются, как правило, отраслевыми. Государство заинтересовано в развитии собственного бизнеса в определенной отрасли и потому ограничивает доступ иностранных инвесторов в соответствующую область. Тем самым местному бизнесу дают возможность «окрепнуть», чтобы после снятия ограничений он мог составить конкуренцию иностранным инвесторам. В противном случае есть вероятность, что последние, обладая существенными финансовыми и нематериальными ресурсами, монополизируют отрасль, блокировав местным компаниям возможности для развития.
Практику отраслевого ограничения иностранных инвестиций последовательно используют многие государства, они, как правило, носят временный характер. В числе прочих факторов это связано с тем, что подобные ограничительные практики противоречат стандартам Всемирной торговой организации (ВТО): де-факто они являются барьерами при осуществлении международной торговли и могут иметь дискриминационный характер. Тем не менее известны случаи, когда ВТО соглашается с введенными запретами на доступ иностранных инвесторов в определенные секторы экономики – при условии, что соответствующее государство обязуется отменить их в согласованные сроки.
В качестве примера государств, вводящих отраслевые ограничения на объекты инвестирования экономического характера, можно привести ряд стран Латинской Америки. Так, в Чили ограничены иностранные инвестиции в морской транспорт и АЭС. В Аргентине имеются ограничения на иностранные инвестиции в финансовые услуги, страхование, радио и телевидение. В Бразилии ограниченными для иностранных инвестиций являются финансовый сектор, железнодорожный транспорт, горное дело и связь.
В зависимости от того, как сформулирован запрет на осуществление иностранных инвестиций в соответствующей стране, вариантом преодоления этих ограничений может быть учреждение иностранным инвестором одной или нескольких местных компаний, которые, в свою очередь, будут приобретать акции компании из отраслевого сектора, где есть ограничения для иностранных инвесторов. Однако такой вариант будет работать лишь в случае, если по законодательству и международным договорам, действующим в отношении соответствующего государства, компания-покупатель не будет рассматриваться как иностранный инвестор, несмотря на то что конечным бенефициаром компании являются иностранные юридические или физические лица. Негативный аспект такого решения – невозможность воспользоваться механизмами защиты, предусмотренными для иностранных инвесторов, в случае возникновения конфликтной или спорной ситуации.
Ограничения, связанные с обеспечением национальной безопасности и с политическими причинами
Как было сказано выше, такого рода ограничения для иностранных инвесторов все более активно вводятся в странах с развитой экономикой. Эти ограничения могут быть как отраслевыми общими запретами, так и разовыми, связанными с запретом иностранному инвестору на осуществление сделки по приобретению акций конкретной компании. При этом, в отличие от рассмотренных выше случаев ограничения инвестиций по экономическим причинам, право государства на ограничение иностранных инвестиций по соображениям национальной безопасности не оспаривается (как это предусмотрено в рамках ВТО в отношении экономических мер) и может иметь перманентный характер.
Примером введения отраслевых ограничений недавно стала Россия в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Согласно этому Закону порядок осуществления иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегическое значение, является общим и распространяется на всех без исключения иностранных инвесторов. Подобные ограничения можно объяснить тем, что государство рассматривает некоторые отрасли экономики (освоение природных ресурсов, оборонная промышленность и т. д.) в качестве стратегических, т. е. имеющих непосредственное значение для обеспечения национальной безопасности, в связи с чем устанавливает особую процедуру для осуществления иностранных инвестиций в такие отрасли.
Еще одним примером государства, установившего ограничения по рассматриваемому признаку, могут служить США, где действует запрет для инвесторов-иностранцев на владение акциями американских авиационных компаний. Подобные ограничения практикуют почти все страны Евросоюза и другие страны с развитой экономикой.
Наряду с описанным выше общим порядком отраслевых ограничений иностранных инвестиций имеются примеры, когда государства ограничивают конкретного инвестора в осуществлении какой-либо сделки по приобретению акций местной компании, рассматривая эту инвестицию как угрозу национальной безопасности страны. В США, например, существует Комиссия по иностранным инвестициям (CFIUS), которая может рекомендовать запрет на осуществление сделки приобретения акций американской компании любым иностранным инвестором, если сочтет сделку представляющей угрозу национальной безопасности США. Средний срок рассмотрения заявок на реализацию сделки иностранным инвестором составляет 30–45 дней, а для иностранных компаний с государственным участием – 75 дней.
Анализ тенденций, прослеживающихся в политике США и стран Западной Европы в отношении иностранных инвестиций, позволяет выявить особое отношение к сделкам по приобретению акций европейских и американских компаний, осуществляемых инвесторами из России, стран Персидского залива и Китая. Особенно заметна эта тенденция в случаях, когда в компаниях-покупателях имеется государственное участие. Эти примеры говорят о наличии политической составляющей в отношении к таким сделкам: именно с такой аргументацией в законодательство западных стран вносятся изменения, подразумевающие ограничения на совершение этих сделок. Например, в октябре 2007 г. были предложены изменения в немецкое законодательство, предусматривающие ограничения на сделки в отношении стратегических предприятий; в том же году были приняты поправки в американское законодательство, касающиеся процедуры рассмотрения иностранных инвестиций по соображениям национальной безопасности (Exon-Florio provisions).
Вместе с тем нередки ситуации, когда государства не раскрывают своих истинных намерений и мотивов запрета на осуществление иностранным инвестором какой-либо сделки. При этом возможны ситуации, когда государства не запрещают какую-либо сделку напрямую, а создают такие условия, чтобы конкретный инвестор добровольно отказался от нее. Так, в июле прошлого года итальянские власти фактически заблокировали сделку по приобретению «Аэрофлотом» акций государственного итальянского авиаперевозчика «Алиталия». Убедившись, что «Аэрофлот» является главным претендентом на приобретение акций итальянской авиакомпании, власти установили на ее акции чрезмерно завышенную цену, из-за чего данная сделка оказалась для покупателя коммерчески невыгодной.
Существуют также страны, где какие-либо ограничения на иностранные инвестиции практически отсутствуют и сделки по приобретению акций местных компаний возможны почти во всех сферах экономики. Примерами таких государств могут быть страны Восточной Европы. Так, в Венгрии (как и в России) существуют ограничения на иностранные инвестиции в стратегические предприятия – преимущественно в те, которые связаны с оборонной промышленностью, а также в отношении национальной авиакомпании «Малев». Для приобретения венгерского предприятия в финансово-кредитной сфере или в сфере страхования не требуется получения разрешения, однако необходимо официальное уведомление государственных органов. В Польше для осуществления инвестиций в государственные предприятия следует получить одобрение соответствующих государственных органов.
В настоящее время международные организации разрабатывают стандарты, призванные снизить ограничения на осуществление иностранных инвестиций. Такие стандарты существуют в рамках ВТО применительно к рынку оказания услуг. Согласно этим стандартам государства – члены ВТО должны открыть свои рынки для других членов ВТО и обеспечить максимально равные и справедливые условия как для национальных инвесторов, так и для иностранных. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития также ведется работа по открытию рынков для иностранных инвесторов. В частности, одним из условий организации является предоставление доступа иностранным финансовым организациям на внутренний рынок.
Таким образом, анализ последних тенденций законодательства в отношении ограничений на приобретение акций иностранными (в том числе российскими) инвесторами в странах с развитой экономикой позволяют сделать вывод, что основные ограничения существуют в так называемых стратегических отраслях. К ним относятся освоение природных ресурсов, оборонная промышленность, транспорт и инфраструктура, энергетика, телекоммуникации, финансы и средства массовой информации. В большинстве европейских стран эти ограничения существуют в форме требования получить одобрение компетентных государственных органов на осуществление сделки по приобретению акций стратегического предприятия. При рассмотрении вопроса об одобрении подобной сделки особое внимание уделяется вопросу наличия государственного участия в компании, участвующей в сделке. [1] В данной статье приобретение акций рассматривается не как портфельная инвестиция в спекулятивных целях, а с точки зрения приобретения и владения бизнесом. |