Analytics Publications

9
November
2007

Так ли необходима юридическим фирмам сертификация?

Source "Сorporate lawyer" magazine


Сollective of authors, VEGAS LEX

Многим родителям знакома такая ситуация: всякий раз, когда вы обращаете внимание на своих умилительных питомцев (как я на своего кокер-­спаниеля), произнося примерно такие слова: «Ну, что, красота моя?», вы тут же слышите голоса ваших детей: «Мама, а я, а я? Мама, а я какая?...» После чего, используя огромный запас прилагательных, вы объясняете им их бесспорную ценность…

Вопрос с сертификацией невольно привел меня к этой аналогии. Что, по сути, представляет собой сертификация? Это подтверждение независимой стороной заявленных параметров (качества товаров, услуг, уровня знаний и т. д.). На мой взгляд, такое подтверждение необходимо организациям с еще незрелой структурой и бизнес­-процессами, когда цель – организация внутренних процессов на основе положительного опыта других. Внешние консультанты, проводящие аудит компании, как раз и выступают в роли заинтересованных, но независимых «родителей», которые «воспитывают» молодые фирмы, подсказывают им, как стать лучше.

Но сейчас на рынке юридических услуг уже присутствуют сильные российские бренды, которые анализируют положительный опыт и не нуждаются в радикальных изменениях принципов работы, структуры и механизмов. Они уже завершили процесс своего позиционирования на рынке: их бизнес-­процессы, поддерживающие их конкурентные преимущества, уже сложились. Для работы на внутреннем рынке сертификация им, на мой взгляд, не нужна. Скорее, она может стать инструментом реализации процесса глобализации. Это дань, отдаваемая  иностранным компаниям, опыт которых привел их к закреплению стандартов качества в виде сертификации. Если это обязательное условие сотрудничества – российские юридические фирмы­-бренды готовы его предоставить. Имея все необходимое, легко соблюсти эту формальность.

Вопрос «Каким стандартам следовать?» очень похож на вопрос «А судьи кто?» Несмотря на желание закрепить за некоторыми национальными стандартами статус международных, в действительности, только организации ISO, IEC и ITU  признаны всеми странами и имеют полномочия издавать международные стандарты. Сертификация целой организации только по какой-­либо составляющей (как то гармоничные отношения между работодателем и наемными работниками) напоминает ситуацию обращения к доктору с просьбой провести диспансеризацию только одной части или стороны тела, правой или левой.

На самом же деле, если и принимать решение о сертификации фирмы в целом (в отличие от сертификации отдельных специалистов), то желательно охватить все сферы менеджмента: стратегическую, инновационную, финансовую, управления рисками и т.д. Только таким образом можно добиться другой задачи сертификации – снижения рисков. Но эта цель для юридического консалтинга может быть решена более эффективным инст­рументом – страхованием профессиональной ответственности. Именно такой вид сведения рисков к минимуму является наиболее эффективным для клиентов юридических фирм.

Осталась еще одна задача, которую может решить сертификация, – PR-­кампания по борьбе за профессионалов и таланты. Но создаст ли сертификация такой же по значимости эффект для потенциальных кандидатов, как репутация фирмы? Придет ли к вам идеальный коллега только потому, что ваша фирма прошла сертификацию? Скорее – нет. Он все равно попробует получить мнение друзей, коллег или, в конце концов, заглянет на сайт www.lawfirm.ru. Отношение к коллегам  – это живая материя, очень часто не подпадающая под стандартизацию.

Все сказанное выше наталкивает меня на мысль, что вряд ли сертификация компаний  в целом будет идти быстрыми темпами в юридическом консалтинге России. Акцент, на мой взгляд, будет сделан на сертификации ключевых людей фирм, в руках которых и сосредоточено управление основными бизнес­-процессами. Но какими бы ни были реальные причины, побуждающие компании задумываться о сертификации, факт аттестации и признания заслуживает уважения. Мой опыт получения первой в России профессиональной сертификации Global Professional in Human Resources (GPHR) позволяет утверждать, что особенно трудно приходится тем, кто первым приносит с собой в страну подобную практику. Если это огромный труд для профессионала, то для компаний это усилия, помноженные на 100.


Related services

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement