19 March 2008 |
Экспертное мнениеSource: Новое в бухгалтерском учете и отчетности № 16 Сollective of authors, VEGAS LEX Вопрос: Частное охранное предприятие (ЧОП) заключило договор на оказание услуг по охране объекта, по условиям которого рабочие места оборудует непосредственно заказчик. Охраняемый объект территориально обособлен от охранной организации. Возникает ли у исполнителя обособленное подразделение, которое необходимо ставить на учет в налоговом органе?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ для возникновения обособленного подразделения необходимо наличие у объекта следующих признаков: - территориальная обособленность; - наличие оборудованных рабочих мест; - ведение деятельности более одного месяца.
Налоговое законодательство не поясняет, что следует понимать под территориальной обособленностью подразделения от создавшей его организации. На основании ст. 11 НК РФ обратимся к положениям Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений юридического лица: "представительство" и "филиал". В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и защищает их. Согласно п. 2 той же статьи филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. ГК РФ не содержит понятия "расположение вне местонахождения". Очевидно, речь идет о том, что местонахождение обособленного подразделения юридического лица не совпадает с местонахождением самого юридического лица.
Из п. 2 ст. 54 ГК РФ следует, что местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, т.е. местонахождением постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа или лица, имеющих право действовать от имени этого юридического лица без доверенности.
При определении места государственной регистрации юридического лица и местонахождения его филиалов и представительств следует руководствоваться Законом о государственной регистрации. Подпунктами "в" и "н" п. 1 ст. 5 этого Закона установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, следующие сведения о юридическом лице: - адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; - сведения о филиалах и представительствах юридического лица.
Из изложенного можно сделать вывод, что обособленное подразделение признается территориально обособленным, если оно находится вне местонахождения головной организации (исполнительного органа), т.е. его почтовый адрес отличен от адреса головной организации. Пункт 4 ст. 83 НК РФ устанавливает обязанность юридического лица встать на учет в налоговом органе по местонахождению своего обособленного подразделения только в том случае, если организация не состоит на учете в одной из налоговых инспекций того же муниципального образования.
Понятие "рабочее место" непосредственно связано с возникновением трудовых отношений. Определение рабочего места содержится в ст. 209 ТК РФ: это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, наличие рабочего места связано не с наличием какого-либо движимого или недвижимого имущества, а с нахождением работника в определенном месте для выполнения им должностных обязанностей.
Используемое в данном определении понятие "работник" неразрывно связано с трудовыми отношениями, которые, как известно, возникают непосредственно между самим работником и работодателем (ст. 20 ТК РФ). Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного в соответствии с нормами ТК РФ. Отсюда следует, что рабочее место может быть создано сторонами трудового договора.
Однако наличия рабочего места как неимущественного комплекса для образования обособленного подразделения недостаточно. Рабочее место должно быть оборудовано. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель, в частности, обязан обеспечить работников оборудованием, инструментом, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Помимо этого на работодателя возлагается обязанность по предоставлению и поддержанию в исправном состоянии помещения, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования (ст. 163 ТК РФ). Таким образом, под оборудованием рабочего места следует понимать создание работодателем условий для исполнения работником трудовых обязанностей. В рассматриваемой ситуации непосредственные исполнители оказываемых услуг (охранники) с организацией, являющейся по договору заказчиком, трудовыми отношениями не связаны (работодателем для них является ЧОП).
Напомним, что согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами. Такие права имеются у заказчика охранных услуг, а не у охранного предприятия. Значит, в ходе исполнения договорных обязанностей по охране объекта на территории заказчика работодатель (ЧОП) не может прямо или косвенно контролировать рабочее место своего сотрудника (охранника).
В итоге можно сделать однозначный вывод: несмотря на то что рабочее место оборудуется самим заказчиком, обособленного подразделения, которое необходимо ставить на учет в налоговом органе, у охранного предприятия не возникает. |