Analytics Publications

27
June
2008

Возможности и риски

Source: Мировая энергетика № 6


Сollective of authors, VEGAS LEX

Государственно-частное партнерство активно развивается последние несколько лет — в первую очередь, как отклик на стабилизацию экономики и начало реализации системных инфраструктурных направлений развития страны. Особенно активно ГЧП охватывает сферу транспорта, энергетики и прочих капиталоемких отраслей экономики. Изменение действующей нормативной базы, выявление множества концептуальных проблем в ГЧП обуславливают большой интерес к отношениям государства и частного бизнеса.

 

Партнерские отношения государства и частного бизнеса базируются на реализации совместных взаимовыгодных проектов при четком разделении интересов: государство получает возможность увеличить эффективность государственных инвестиций за счет привлечения частных инвестиций и управленческого опыта частного сектора, а бизнес — государственную поддержку в реализации собственных проектов. В настоящий момент основным инструментом в сфере ГЧП стал Инвестиционный фонд РФ, образованный в ноябре 2005 г. постановлением правительства как часть федерального бюджета, формирующаяся из доходов Стабилизационного фонда. За счет средств Инвестфонда финансируются инвестиционные проекты различных отраслей экономики, отобранные в результате конкурсных процедур.

 

Следует отметить, что Инвестиционный фонд является лишь одной из многих форм государственно-частного партнерства. Действующее законодательство позволяет бизнесу воспользоваться возможностями разнообразных ГЧП-инструментов.

 

Внимание первых лиц страны, повы­шенный интерес бизнес-сообщества к возможностям, предоставляемым госу­дарственно-частным партнерством, стали благодатной почвой для развития всех его видов, а также для возникновения новых форм ГЧП в рамках сложившихся правоотношений. В частности, речь идет о механизмах государственных гарантий инвестиций в энергетике (инструмент, применяемый для привлечения инвестиций в строительство новых объектов гене­рации в регионах с дефицитом мощности, а также в зонах, где существуют проблемы с поиском инвестора без дополнительных гарантий возврата вложенных средств). Другим примером взаимодействия госу­дарственного и частного сектора станет, по всей видимости, идея возрождения института инфраструктурных облигаций, использовавшихся для реализации круп­ных проектов еще в царской России. 

 

ГЧП-инструменты и возможности

 

Инвестиционный фонд:

      Софинансирование инвестиционных проектов

      Вклад в уставные капиталы инвесторов

      Субвенции регионам

      Региональные фонды (проект)

Госгарантии (проект)

Финансирование ГЧП:

      Банк Развития

      Инвестбанки

      Инфраструктурные облигации (проект)

Инфраструктурные фонды

Концессии:

      Автодороги

      Железные дороги (проект)

      Аэропорты

      Недра

      иные

Особые экономические зоны:

      промышленно-производственные

      технико-внедренческие

      туристско-рекреационные

      портовые

      иные (проект)

Федеральные целевые программы:

      Управляющие компании

      Существующие

Госкорпорации; Госкомпании «Земельный» Фонд

 

 

ГЧП-риски

 

1.    Нормативные (отсутствие методологии ГЧП и единого закона о ГЧП, несо-вершенство действующей нормативной базы).

2.    Организационно-правовые (нечеткая регламентация компетенции госорга-нов и процедуры согласования ГЧП-проектов)

3.    Управленческие (сложность в управлении комплексными ГЧП-проектами, высокие управленческие расходы на предварительных стадиях проектов)

4.  Технические (отсутствие необходимой научно-технической базы для реали-зации крупных технологических проектов) 

 


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement