24 July 2008 |
«Лесные» инвестицииВ рамках разработки новой лесопромышленной политики была сформирована необходимая нормативно-правовая база, цель которой – создание условий для организации на территории РФ современной деревообрабатывающей инфраструктуры. Был принят Лесной кодекс РФ, график поэтапного повышения экспортных пошлин на необработанную древесину, отменены экспортные пошлины на продукцию переработки древесины, а также импортные пошлины на ввозимое высокотехнологичное оборудование, необходимое для производства лесозаготовительной техники.
Таможенно-тарифная политика
Изначально было подготовлено два проекта постановления Правительства РФ, регламентирующего приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов: один был разработан Минпромэнерго, другой – Минэкономразвития.
1. В проекте Минэкономразвития предусматривался поэтапный порядок рассмотрения инвестиционных проектов. На первой стадии такие проекты рассматриваются на заседании специально назначенного Правительством РФ федерального координационного органа, который, в свою очередь, сначала создает межведомственную инвестиционную комиссию и лишь после одобрения ею проекта подготавливает перечень приоритетных инвестиционных проектов. Было высказано мнение, что в документе Минэкономразвития отсутствует обоснованная система критериев по отбору приоритетных проектов.
2. Минпромэнерго положило принцип стимулирования инвесторов, реализующих крупные проекты в области освоения лесов, в основу разработанного проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов». В этом проекте документа вопросы стимулирования решались путем:
- регулирования арендных платежей; - участия государства в создании инфраструктурных объектов при реализации инвестиционных проектов; - регулирования ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Для инвестора в этом проекте предусматривалось освобождение от вывозных таможенных пошлин на продукцию деревообработки, выработанную в результате реализации инвестиционных проектов, а также на необработанную древесину товарных позиций 4403 ТН ВЭД, вывозимую с территории РФ, на период проектирования и строительства объектов по переработке древесины.
Данное предложение не получило надлежащей поддержки как противоречащее Постановлению Правительства РФ об установлении вывозных пошлин на необработанную древесину. Кроме того, положение об освобождении от этих пошлин противоречит целям повышения инвестиционной активности в отечественном лесопромышленном комплексе и снижения экспорта необработанной древесины.
Также было высказано мнение, что речь должна идти о вывозных пошлинах на необработанную древесину, заготовленную только на арендованных участках леса, где реализуется приоритетный проект. В итоге приняли ныне действующее Постановление от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», в котором не содержалось ни прямой, ни отсылочной нормы (о возможности отмены экспортных пошлин на необработанную древесину). В целях дальнейшей реализации госполитики в области развития лесопромышленного комплекса Постановлением Правительства РФ от 18.12.2007 № 895 был создан Совет по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве РФ.
На первом и втором заседаниях Совета (от 21.12.2007 и 29.01.2008) были определены первоочередные действия, в частности касающиеся вопросов таможенно-тарифной политики в рамках развития лесной отрасли. Была высказана четкая и однозначная позиция, согласно которой решения по ограничению экспорта необработанной древесины пересмотру не подлежат и с 01.01.2009 легальный вывоз кругляка впервые перестанет быть экономически целесообразным.
Таким образом, на сегодняшний день предпосылки для внедрения механизма беспошлинного экспорта необработанной древесины отсутствуют.
«Поддержка» профильных министерств
Постановлением № 419 предусмотрено, что составляющей комплектной заявки для получения статуса приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов является Концепция инвестиционного проекта, которая разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями по разработке Концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Оценка социальных результатов реализации проекта может быть осуществлена через описание положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, согласно Методике расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ (п. 5 Методических указаний).
Пункт 3 Методики описывает категории положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта. При этом регламентировано, что наличие эффектов должно быть подтверждено расчетами, согласованными с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выражаться в количественных показателях, характеризующих величину положительного социального эффекта.
Обязательности согласования (получения подтверждения) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, Методические указания № 422 не предусматривают. В связи с этим получение подтверждения со стороны профильного госоргана о наличии положительных социальных эффектов остается на усмотрение заявителя.
Представляется, что получение такого подтверждения целесообразно: для отбора и дальнейшей реализации проекта оно может сыграть только положительную роль.
Однако в случае обращения за подтверждением в Министерство природных ресурсов РФ и Минпромэнерго могут возникнуть сложности. Ни в Положении о МПР (Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 № 370 «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации»), ни в Положении о Минпромэнерго (Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 284 «Об утверждении положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации») не предусмотрено такого полномочия, как согласование/подтверждение последними наличия положительных социальных эффектов при реализации инвестиционного проекта. Не содержится подобного положения и в Постановлении № 419. Поэтому МПР и Минпромэнерго могут отказать в принятии к рассмотрению Концепции инвестиционного проекта по формальным основаниям.
Но даже если профильные министерства примут Концепцию инвестиционного проекта к рассмотрению, необходимо будет учитывать срок получения подтверждения. Он составляет около месяца – соответственно увеличиваются и сроки на подачу комплекта документов в целях присвоения проекту статуса приоритетного в области освоения лесов.
Отбор проектов
Согласно п. 5 Постановления № 419 основанием для включения инвестиционного проекта в Перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, принятое в отношении проектов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано органам госвласти субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления).
Отбор и утверждение заявки осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ (в большинстве случаев это Департаменты лесного хозяйства/комплекса соответствующей области). Постановление № 419 предусматривает, что отбор заявок осуществляется в порядке, установленном законодательством субъектов РФ. Часть регионов уже приняли соответствующие акты, в частности:
1) Приказом Департамента природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 24.12.2007 № 33-о утвержден Порядок отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
2) Постановлением Администрации Архангельской области от 24.12.2007 № 267-па утвержден Порядок отбора и утверждения заявок коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых передано органам государственной власти Архангельской области;
3) Постановлением администрации Читинской области от 25.12.2007 № 313-А/П утвержден Порядок отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Читинской области.
Учитывая, что законодательство в области лесопромышленного комплекса находится в стадии формирования, нормативная база большинства субъектов РФ не содержит отдельных актов, которые бы регулировали порядок отбора именно приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Поэтому многие субъекты используют критерии отбора заявок, предусмотренные как областными инвестиционными программами, так и региональным (муниципальным) законодательством в области инвестиционной деятельности. При использовании критериев отбора, установленных региональным (муниципальным) законодательством, необходимо иметь в виду, что отбор заявок осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением № 419.
Договор аренды лесного участка
Завершающей стадией присвоения проекту статуса приоритетного инвестиционного в области освоения лесов является заключение договора аренды лесного участка.
На этой стадии может возникнуть вопрос о возможности включения в договор аренды лесного участка положения, предусматривающего право арендатора на передачу лесного участка в субаренду, поскольку Постановление № 419 предусматривает специальный «безаукционный» порядок предоставления лесного участка в пользование. Специальные требования к содержанию норм договора аренды лесного участка применительно к приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов содержатся в Постановлении № 419. Договор должен быть заключен на условиях, содержащих:
а) указание на соответствие заявителя и представленной им концепции инвестиционного проекта требованиям Положения;
б) сведения о возможности проектирования и (или) предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка в границах, указанных в заявке, на основании лесного плана субъекта РФ, разрабатываемого в соответствии с лесным законодательством;
в) сведения о размере и порядке внесения арендной платы по договору аренды лесного участка;
г) сведения о включении в проект договора аренды лесного участка следующих оснований для досрочного расторжения договора по инициативе арендодателя: - нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год; - отказ арендатора от создания и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры; - нарушение более чем на 6 месяцев срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;
д) обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Общие требования к договору аренды лесного участка содержатся в п. 15 Постановления № 419, где предусмотрено, что такой договор заключается в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения.
Согласно ст. 71 ЛК РФ и Постановлению Правительства РФ от 28.05.2007 № 324 предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, юридическим лицам в аренду, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. При этом к договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Часть 2 ст. 615 ГК РФ предусматривает, что арендатор с согласия арендодателя вправе сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Иных условий передачи арендатором лесного участка своих прав и обязанностей по договору аренды ЛК РФ не предусматривает.
Представляется возможным включение в договор аренды лесного участка нормы о предоставлении такого участка в субаренду с согласия арендодателя. Эта позиция подтверждается правоприменительной практикой ВС РФ.
Обращает на себя внимание отсутствие в Постановлении № 419 нормы о сроке заключения договора аренды лесного участка. Тем не менее органам исполнительной власти субъектов РФ (органам местного самоуправления) нецелесообразно затягивать процесс заключения договора аренды лесного участка. Это связано с «переложением» на арендатора мер ответственности и обязательств, связанных с пользованием лесным участком, в частности, его противопожарным обустройством, санитарно-оздоровительными мероприятиями, лесовосстановлением и уходом за лесом.
Итак, даже в отсутствие законодательного регулирования органы исполнительной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) заинтересованы в скорейшем заключении и госрегистрации соответствующего договора аренды лесного участка. Нормативная база, направленная на стимулирование инвестиционного процесса в лесопромышленной области, в целом сформировалась. Дополнительно планируется принять ряд новых решений, в частности:
- выделение дополнительных средств из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по лизингу оборудования для лесопромышленного комплекса; - субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемых под реализацию инвестиционных проектов; - субсидирование процентных ставок по кредитам для создания межсезонных запасов древесины и др.; - возможность привлечения средств Инвестиционного фонда РФ. Разработка и принятие указанных решений должны повысить инвестиционную привлекательность лесопромышленной отрасли РФ. |