13 July 2005 |
"Росморпорту" не отдают причалSource The daily business newspaper "RBC daily" Alexandra Vasyukhnova, Partner, Head of Technology and Investment group Проектный институт «Гипрогор» всеми правдами и неправдами продолжает удерживать на своем балансе причал порта Высоцк Как стало известно RBC daily, продолжается конфликт вокруг причалов морского торгового порта Высоцк (Ленинградская область). Государственный институт проектирования городов «Гипрогор» не желает расставаться с четвертым причалом порта, хотя обязан передать его «Росморпорту» (управляющему госимуществом в портах) – еще в прошлом году вышло распоряжение Минимущества по этому поводу. Тем более что «Гипрогор», по сути, не имеет права на владение причалом, так как согласно уставу компании должен заниматься только проектированием жилых зданий и сооружений. Не исключено, что в этих условиях добиться от «Гипрогора» возврата причала государству так и не удастся. И что самое важное, подобные случаи даже в Ленинградской области уже не редкость. В сентябре 2003 г. в рамках реформы системы государственного управления морскими портами России было создано ФГУП «Росморпорт». «Росморпорту» были переданы функции хозяйствующего субъекта по управлению федеральной собственностью в морских портах, и его основной задачей является рациональная эксплуатация объектов и технических систем портовой инфраструктуры. Функции административного управления перешли в ведение морских администраций портов. К настоящему времени формирование компании полностью закончено. В рамках ФГУП действует 18 филиалов и головная организация в Москве. В прошлом году «Росморпорт» не вел хозяйственную деятельность, а в этом году, по оценочным данным самой компании, его доходы составят 180 млн долл. Но, как выяснилось, не все жаждут поделиться портовым имуществом с «Росморпортом». И один из самых ярких примеров здесь порт Высоцк. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений РФ № 628-р от 18 февраля 2004 г., федеральное имущество, в состав которого входит морской причал № 4 порта Высоцк, передавалось в ведение ФГУП «Росморпорт». Однако, как стало известно RBC daily, указанные нормативные акты до сих пор не исполнены и четвертый причал морского торгового порта Высоцк продолжает оставаться на балансе предприятия ФГУП «Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», которое находится в ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, возглавляемого Владимиром Аверченко. «Гипрогор» получил причал в хозяйственное ведение от Минимущества в 2002 г. Мало того, как сообщил один из чиновников Росимущества, пожелавший остаться неизвестным, несмотря на многочисленные обращения со стороны администрации порта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Росимущества, ведомство г-на Аверченко отказывается выполнять федеральные распоряжения. С одной стороны, казалось бы, в этом нет ничего страшного. «Согласно официальным сведениям, только около 47% причалов и гидротехнических сооружений находится на балансе «Росморпорта». Остальные принадлежат другим организациям и ведомствам, – сказал RBC daily сотрудник «Росморпорта» Батыргорай Зуркорнаев. – Это не удивительно, так как «Росморпорт» был образован уже после того, как часть имущества в портах была закреплена за различными организациями». Но с другой стороны, «Гипрогор», по сути, не имеет права на владение портовым имуществом. Согласно уставу компании, «Гипрогор» должен заниматься проектированием жилых зданий и сооружений, а про порты в уставе нет ни слова. «Эта ситуация была бы нормальной и «Гипрогор» имел бы право на владение причалом порта, если бы Минимущества не решило передать функции по управлению госимуществом в портах другому ФГУП», – сказала RBC daily старший юрист корпоративной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александра Васюхнова. Кроме того, как выяснилось, хозяйствование «Гипрогора» уже наносит вред самому порту. По данным RBC daily, ситуация осложняется тем, что морская часть порта Высоцк, куда входит причал № 4, требует серьезных капитальных вложений. В соответствии с актом технического обследования за 2004 г., подготовленным ведущим российским институтом по проектированию портов и транспортных систем ОАО «Ленморниипроект», состояние 4 причала было признано аварийным и требующим немедленного ремонта. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, стоящее за «Гипрогором», не может осуществлять соответствующее бюджетное финансирование мероприятий по реконструкции и расширению мощностей порта Высоцк. Очевидно, что дальнейшая задержка в передаче причала на баланс «Росморпорта» приведет к запрещению его эксплуатации, а в результате этот порт будет лишен возможности ведения нормальной производственной деятельности. Получается, что конфликт межведомственных интересов приводит к тому, что усилия руководства страны по развитию портового хозяйства оказываются напрасными. Ни в одном из подразделений самого «Гипрогора» RBC daily получить комментариев не удалось. Из-за отсутствия гендиректора корреспонденту газеты не смогли прояснить ситуацию и в порту Высоцк. Однако в условиях нынешней системы управления портовым имуществом нельзя исключать того, что четвертый причал так и останется у «Гипрогора». Мало того, огромное количество неопределенностей в этой сфере наводит на мысль о том, что подобные ситуации могут повториться и впредь. Тем более что аналогичная проблема существует не только на федеральном, но и на региональном уровне. Как стало известно RBC daily, вот уже несколько дней в Санкт-Петербурге активно обсуждается вопрос перехода 14 причалов, находящихся в самом Питере и Ленинградской области, к ООО «ЭНЕРГИЯ – ГПИ – СПЕЙС – СПб». Ранее их арендовало ОАО «Северо-Западное пароходство», которое просто не уведомили о проведении конкурса. Отдел компаний
|