Analytics Publications

30
May
2005

Столичные магазины обиделись за протухший товар

Source The daily business newspaper "RBC daily"


Ритейлеры подсчитывают убытки от простоя магазинов, некоторые из них намерены требовать компенсации ущерба

Энергетический кризис в Москве, вызванный аварией на подстанции «Чагино», стал причиной убытков в продуктовых розничных сетях – из-за отключения электричества многие магазины были закрыты, а продукция, требующая особых условий хранения, в этих торговых точках испортилась. Розничная сеть «Патэрсон» заявила, что намерена добиваться в судебном порядке возмещения убытков, которые предварительно оценивает в 170 тыс. долл. Ответчиком, по мнению юристов, может выступить ОАО «Мосэнерго». И прогнозы служителей Фемиды относительно судьбы исков ритейлеров не отличаются оптимизмом. Другие московские ритейлеры также подсчитывают убытки, но занимают гораздо менее агрессивную позицию.

В среду многие москвичи, которых отключение электричества застало на поверхности земли и которые попытались воспользоваться услугами цивилизованной торговли, не смогли этого сделать. Из-за отсутствия энергопитания многие магазины были закрыты. По данным RBC daily, в среду в разное время не работали 28 «Перекрестков», порядка 30 «Седьмых Континентов», 17 «Патэрсонов», 11 магазинов, принадлежащих холдингу «Марта», 27 московских «Копеек», а также магазины этой сети в Туле и Обнинске. В среду сеть «Патэрсон» заявила, что собирается подавать в суд на виновника аварии, так как убытки от отсутствия электричества в ее магазинах, по приблизительным оценкам, составляют порядка 10 тыс. долл. на каждый неработавший объект. Так как в среду простаивала большая часть магазинов сети – семнадцать из двадцати трех, – то общий объем финансовых потерь компания оценивает в 170 тыс. долл.

На кого «Патэрсон» будет подавать в суд, пока неизвестно. «Ответчика должна определить Генпрокуратура, – заявила RBC daily пресс-секретарь сети «Патэрсон» Надежда Сенюк. – Пока же мы подсчитываем точный объем убытков». По словам директора департамента розничных продаж «Патэрсона» Игоря Михальчинкова, компания была вынуждена снять с прилавков испорченный в результате простоя холодильников товар и отправить его на утилизацию даже в тех магазинах, где электричество отключалось кратковременно. Кроме «Патэрсона», из опрошенных вчера RBC daily розничных сетей пока подавать в суд больше никто не собирается. Однако все ритейлеры признают, что понесли определенные убытки в результате аварии.

«Непонятно, что произошло. Сначала надо разобраться в ситуации», – комментирует пресс-секретарь ТД «Перекресток» Владимир Дворянов. Восемь из двадцати восьми закрытых «Перекрестков» были открыты к 16 часам в среду, девятнадцать начали работу на следующее утро после аварии, а один открылся в четверг только к часу дня. По его словам, убытки от аварии на подстанции «Чагино» будут подсчитаны в ближайшее время. В сети «Копейка», где электроэнергия в магазинах отсутствовала от получаса до 12 часов, как сообщила RBC daily директор управления внешних связей ТД «Копейка» Мария Маркова, выручка всей сети за 25 мая снизилась на 10%. «Сотрудники универсамов сейчас составляют акты списания на продукцию, не подлежащую реализации, после чего товары утилизируются», – рассказала она.

«В среду мы были вынуждены закрыть несколько магазинов – порядка трети от общего количества, – рассказала RBC daily пресс-секретарь ОАО «Седьмой Континент» Анна Зайцева. – В некоторых работавших магазинах были скачки напряжения. В закрытых магазинах были отключены холодильники. Но для спасения продуктов, требующих особых условий хранения, были приняты срочные меры – такой товар перевозился в близлежащие магазины. Там, где такой возможности не было, безусловно, часть продуктов испортилась. Их исключили из продажи. Сейчас все магазины работают в нормальном режиме. Определенные риски у нас застрахованы. Но мы, безусловно, будем подсчитывать и упущенную выгоду, и убытки вследствие порчи продуктов. Результаты будут приблизительно в середине следующей недели. И на основе этих оценок мы определим наши дальнейшие действия».

Холдинг «Марта», оператор сетей супермаркетов Billa и Grossmart, в среду был вынужден закрыть на два часа два магазина Billa. Девять «Продмаков» и три магазина Grossmart не работали с 11 до 18 часов. «В магазинах нашей сети ущерба как такового, помимо недополученной выручки, не было, – сообщил RBC daily PR-директор холдинга «Марта» Евгений Сухарников. – А продукция в наших магазинах не пострадала, так как в них работает система, позволяющая автономно поддерживать нужную температуру 48 часов после аварии». По его словам, упущенную прибыль сеть, безусловно, подсчитает в ближайшем будущем. А дальнейшие шаги будут определены на совете директоров компании.

Пока ритейлеры подсчитывают убытки, Генпрокуратура ищет виновного в аварии. И вероятно, когда станет понятна общая сумма ущерба, помимо розницы найдется и еще немало желающих получить компенсацию. Однако, по мнению юристов, не очевидно, что эти попытки со стороны представителей среднего бизнеса увенчаются успехом. По словам управляющего партнера юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберта Еганяна, подстанция «Чагино» находится в собственности Федеральной сетевой компании (ФСК), а арендует ее «Мосэнерго». Последняя осуществляет функции управления и ведет коммерческую эксплуатацию подстанции. По договору между сторонами «Мосэнерго» должно поддерживать подстанцию в рабочем состоянии. «Поэтому, очевидно, иски более правильно направлять к «Мосэнерго», – сообщил RBC daily г-н Еганян. – Тем более что именно эта компания является продавцом электроэнергии».

Грубо говоря, клиенты «Мосэнерго» делятся на три категории: ЖКХ, продающие электроэнергию физическим лицам, перепродавцы, осуществляющие ее оптовые закупки и продающие ее средним и малым предприятиям, и потребители, получающие электроэнергию напрямую от «Мосэнерго», – в основном это крупные компании. «Если бы иск подавался напрямую на «Мосэнерго», то шансы на успех были бы неплохие, – рассуждает Альберт Еганян. – Но, скорее всего, такая компания, как «Патэрсон», относится ко второй категории потребителей – получает электроэнергию через перепродавцов. Поэтому компания может попытаться подать иск одновременно к перепродавцам и к «Мосэнерго», в таком случае шансы выиграть дело были бы весьма неплохие. Если же будет многоступенчатое разбирательство, то рассмотрение иска может затянуться, и велика вероятность, что результат не будет достигнут».

Источник: RBC daily

 


Related services

Related areas

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement