28 June 2006 |
"Роснефть" помирила русских в Белоруссии // "Славнефть" планирует отозвать иск к правительству БелоруссииКак стало известно RBC daily, один из конфликтов между крупными акционерами Мозырского НПЗ (МНПЗ) – «Славнефтью» и правительством Белоруссии – может закончиться миром. Последние полгода «Славнефть» оспаривала в суде решение официального Минска о модернизации производства завода: по мнению ее представителей, белорусский акционер заключил соответствующий договор с трейдером «Роснефти» за спиной «Славнефти». Однако сейчас акционеры обсуждают возможность мировой. Эксперты полагают, что эту идею подсказало российское правительство: «Роснефти» перед IPO нужно любыми способами наращивать капитализацию, а Александру Лукашенко нужны деньги на оплату российского газа. Между тем эксперты полагают, что у владельцев «Славнефти» – «Газпрома» и ТНК-ВР – пока нет срочных планов модернизировать МНПЗ.
МНПЗ основан в 1975 г., с 1994 г. работает в составе НГК «Славнефть». Основные акционеры – правительство Белоруссии (42,7% акций), НГК «Славнефть» (42,5% акций), 14,5% акций зарегистрировано на дочернюю компанию ООО «Мозырский НПЗ плюс», владельцами акций являются физические лица. Правда, с апреля 2006 г. структура акционеров претерпела некоторые изменения: правительство Белоруссии перевело на себя акции, принадлежащие «МНПЗ плюс» и стало мажоритарным акционером. «МНПЗ плюс» пока безрезультатно пытается оспорить это решение в суде. Традиционный рынок сбыта МНПЗ – северные области Украины, западные области России, юг Белоруссии, Польша и Чехия, страны Балтии и Восточной Европы. Летом 2005 г. МНПЗ и трейдер ИП «Юнивест-М» договорились о стратегическом партнерстве по реализации проекта строительства комплекса гидроочистки дизельного топлива к 2010 г. Предполагаемый размер инвестиций составил 635,8 млн долл. Таким образом Белоруссия рассчитывала укрепить свои позиции экспортера нефтепродуктов: с 1 января 2009 г. Европа переходит на стандарт «Евро-5», основным параметром которого является доля серы, сниженная до 0,001% (сейчас – 0,005%). Новая установка позволит выпускать топливо, соответствующее европейским нормам. Выбор МНПЗ на «Юнивест-М» пал неслучайно: одно из условий соглашения – гарантированные поставки нефти. Также российский партнер не претендовал на долю в новом производстве: по расчетам «Юнивест-М», через 8 лет вложенные средства возвращались, а комплекс из совместной долевой собственности переходил на баланс МНПЗ. Проект договора одобрили в министерстве экономики Республики, а в декабре 2005 г. МНПЗ и «Юнивест-М» заключили договор долевого строительства установки гидроочистки. Первую продукцию комплекс должен был дать к концу 2008 г. Однако договор был заключен без одобрения «Славнефти», которая на тот момент являлась основным акционером компании. Как пояснили RBC daily источники на МНПЗ, негодование «Славнефти» вызвало то, что ИП «Юнивест-М» якобы является аффилированной структурой «Роснефти». Впрочем, в «Роснефти» этот факт отрицают. По словам представителя компании, трейдер лишь осуществляет торговлю нефтью «Роснефти» на территории Белоруссии, но никаким иным образом с компанией не связан. «Славнефть» подала иск в суд: решение белорусского правительства выходило за рамки его полномочий как акционера МНПЗ, посчитали юристы компании. Официально «Славнефть», МНПЗ и «Юнивест-М» не комментируют ситуацию. Но, как выяснила RBC daily, полугодовое разбирательство между акционерами может закончиться неожиданной мировой. Источник, близкий к судебному разбирательству, сообщил, что очередное судебное заседание назначено на 6 июля 2006 г. И сейчас стороны обсуждают детали мирового соглашения. Как пояснил источник на МНПЗ, акционеры ищут некий компромисс. Его предварительная версия пока ничем не отличается от договора между Белоруссией и «Юнивест-М»: трейдер финансирует установку, поставляет нефть и получает прибыль от продажи топлива. После того как «Юнивест-М» возвращает вложенные средства, компания выходит из проекта и остается одним из поставщиков сырья для МНПЗ. По мнению экспертов, ожидаемый компромисс связан с грядущим IPO «Роснефти». «Минску нужны деньги, «Роснефти» – повышение капитализации. «Роснефть» и «Славнефть» – фактически госкомпании, видимо, мировая – компромиссное решение российского правительства», – полагает директор по развитию рынка ТЭК аудиторско-консалтинговой компании «Развитие бизнес-систем» Сергей Сергиенко. Он также считает, что, скорее всего, у новых владельцев «Славнефти» – «Газпрома» и ТНК-ВР – пока нет срочных планов по развитию белорусского актива. В частности, ТНК-ВР сейчас активно развивает российские активы: к концу 2006 г. на Рязанском НПЗ планируется запустить установку алкилирования. Это позволит компании выпускать высокооктановый бензин без присадок. По прогнозам ИГ «Петромаркет», этот бензин будет поставляться в Европу и США. С ним соглашается аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков, который полагает, что «Роснефть» может существенно расширить показатели будущего экспорта нефтепродуктов в Европу. «Российский дизель по стандартам «Евро-3» весьма востребован на европейском рынке, потому что топлива местного производства немного, к тому же оно дороже на 20-30%», – добавляет эксперт-аналитик ИГ «Петромаркет» Александра Зубачева. Еще одна объективная причина – юридическая. «Ни один российский инвестор, судившийся на территории Белоруссии, не выиграл дело», – напоминает управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. Между тем для МНПЗ время – деньги: стоимость модернизации постоянно дорожает (планируемый размер инвестиций увеличился до 115–120 млн долл.). Эксперты объясняют это конкуренцией на российском рынке: отечественные НПЗ также спешно модернизируются в расчете заработать на внешних рынках. Так, например, «ЛУКОЙЛ» планирует инвестировать в модернизацию своих российских НПЗ около 2 млрд долл. Отдел компаний |