Налоговый контроль за расходами граждан, отмененный три года назад, может вернуться. Причем правительство уже нашло весьма оригинальное оправдание этому шагу: по его замыслу, компенсацией за тотальный контроль является грядущая налоговая амнистия. Эксперты соглашаются: для того чтобы реанимировать столь непопулярную меру, как контроль за расходами, более удачного момента трудно придумать. Однако вряд ли налоговая амнистия, уже раскритикованная большинством юристов, станет адекватной компенсацией за необходимость отчитываться перед налоговиками обо всех крупных покупках. О том, что правительство рассматривает возможность вернуть налоговый контроль за расходами, вчера на заседании правления РСПП заявил Александр Жуков. "Налоговая амнистия для граждан будет разовой акцией и не будет в дальнейшем повторяться. Одновременно с этой акцией рассматривается возможность возврата к механизму контроля за расходами", - сообщил он. Еще более определенно на эту тему высказался замминистра финансов Сергей Шаталов, заявивший, что "такая идея достаточно естественная, а проводимая налоговая амнистия для граждан всегда означает, что государство предполагает и кнут, и пряник". Идеолог налоговой реформы убежден, что если государство предоставляет возможность получить налоговую амнистию, то после этого контроль должен быть ужесточен.
Налоговый контроль за крупными расходами граждан был отменен в 2003 году. Это решение правительства было весьма критично воспринято тогда еще Министерством по налогам и сборам (МНС), которое методично выступало за ужесточение контроля за расходами физических лиц. МНС даже подготовило поправки в Налоговый кодекс, которые бы позволили налоговикам доначислять суммы по налогу на доходы физического лица в случае, если фискалы выявят несоответствие между налоговой декларацией и фактически совершенными им расходами. Однако осуществить задуманное МНС так и не удалось. Дело в том, что механизм, который бы позволил налоговым инспекциям эффективно отслеживать несоответствие между доходами и расходами физических лиц, так и не был разработан. В результате на практике затраты на осуществление контроля за расходами граждан превышали суммы поступлений в бюджет. "Сами чиновники тогда признавали, что контроль за расходами бесполезен и сверхзатратен, - вспоминает директор налогового департамента ЗАО "Правовые консультации" Дмитрий Костальгин. - Сильно сомневаюсь, что за это время что-то кардинально изменилось".
Тем не менее правительство возвращается к идее контроля за расходами, увязывая ее с проведением налоговой амнистии. Управляющий партнер компании "Вегас-Лекс" Альберт Еганян в связи с этим замечает, что в этом случае по меньшей мере необходимо существенно доработать процедуру амнистии: "Если государство хочет максимально жестко подвести черту и начать все с чистого листа, ему придется придумать реально работающий механизм налоговой амнистии". "Налоговая амнистия в предложенном виде никому не нужна, ей не воспользуется никто, - уверен партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. - Поэтому я считаю, что амнистия - просто элегантный повод для введения налогового террора".
Впрочем, добавляет юрист, весь вопрос в том, как именно будет устроен контроль за расходами граждан. "Если он будет заключаться лишь в том, чтобы ответить на некоторые вопросы налоговой инспекции, то ничего страшного. Гораздо хуже, если придется подтверждать свои расходы документально. Тогда это можно назвать экономическим тоталитаризмом", - говорит Тутыхин. Как бы то ни было, отмечает эксперт, введение контроля за расходами породит новый виток коррупции в госорганах. "Возникнут фирмы, которые будут предоставлять соответствующие консультационные услуги", - считает Тутыхин. А управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов напоминает, что существует масса более простых законных способов уйти от налогового контроля: "Можно, например, заключить договор займа с нерезидентом. В этом случае, если у налоговиков возникнут вопросы, откуда у человека определенная сумма, можно будет просто показать инспектору договор беспроцентного займа с другим лицом".
***
ГЛАВА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ГЕРМАН ГРЕФ впервые поддержал идею замены НДС налогом с продаж, высказанную еще в прошлом году начальником экспертного управления администрации президента Аркадием Дворковичем. "Если не найдем других механизмов по администрированию возврата НДС, то нужно будет вернуться к замене НДС на оборотный налог", - заявил министр, выступая на заседании президиума "ОПОРЫ России". И хотя он согласен с тем, что "налог с продаж - тяжелый для бизнеса", в случае если правительство не найдет способов улучшить администрирование НДС, другого выхода, по словам Грефа, просто не будет, ведь у налога с продаж есть одно неоспоримое преимущество - он делает ситуацию "гораздо прозрачнее".