Analytics Publications

12
March
2007

Шойгу и Пуликовский поделят автозаправки

Source Gazeta.ru


Alexandra Vasyukhnova, Partner, Head of Technology and Investment group

Десятки тысяч автозаправок будут подвергнуты повторному контролю. На этот раз лицензии будет раздавать Ростехнадзор. Это означает, что теперь кроме МЧС автозаправки будет проверять еще одно ведомство, что приведет к усилению давления, прежде всего, на мелкие сети. В результате они будут поглощены крупными. 

В ближайшее время хранение горючих веществ на российских АЗС будет тщательно проверено. Процедура будет проводиться на основании нового положения о лицензировании деятельности объектов, на которых хранятся и используются легковоспламеняющиеся жидкости. 

По расчетам Ростехнадзора, которому правительство делегировало права на такой контроль, под проверку попадают около 50 тыс. автозаправочных станций. 

Сейчас Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) объявила, что необходимо повторно провести лицензирование взрывоопасных объектов. Прежде всего, это коснется АЗС – их во всех федеральных округах будет проверено около 40–50 тысяч. Для того чтобы получить лицензию, заправке придется испытать на себе целый комплекс проверок. Помимо оценки экологической и пожарной безопасности, а также хранения нефтепродуктов в обязательном порядке будет проверена территория, здания, оборудование и инженерные коммуникации. Не избежит контроля и обслуживающий персонал станций. 

Новое положение о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов было принято правительством России 17 января 2007 года. Однако не все станции страны должны получить новые лицензии. Есть ряд АЗС, чьи группы резервуаров и сливо-наливные устройства проверяются инспекторами Ростехнадзора постоянно, так как эти объекты внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов. Таких АЗС около 2 тысяч, в основном они принадлежат нефтеперерабатывающим компаниям или арендуются ими. 

По информации «Газеты.Ru», на данный момент территориальные управления Ростехнадзора уже разослали в АЗС уведомления в том, что им необходимо получить новую лицензию. 

Подобная новость не вызвала восторга у владельцев АЗС, так как теперь им будет необходимо получать разрешение на деятельность в двух разных ведомствах. 

Это обстоятельство меняет ситуацию принципиально. Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко рассказал «Газете.Ru»: «В Ростехнадзоре утверждали, что не имеют никакого отношения к заправкам, так как АЗС не являются производственным объектом и не попадают под действие закона о безопасности таковых». Лицензирование АЗС было закреплено за Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС), так как автозаправки считаются пожароопасными объектами. Это подтверждается постановлением правительства № 595 от 14 августа 2002 года. 

Исполнительный директор РТС подтвердил «Газете.Ru», что в конце февраля пришло письмо от замруководителя Ростехнадзора Константина Чайки, в котором заявлялось о намерении начать лицензирование заправок как взрывоопасных объектов. «Получается, что теперь владельцы АЗС будут вынуждены получать две лицензии – от МЧС и от Ростехнадзора, – комментирует Григорий Сергиенко. – Это абсурд». По его мнению, совершенно очевидно, что с владельцев АЗС хотят получить дополнительную мзду. 

В компаниях со смирением встретили новую инициативу. В пресс-службе «ЛУКойла», владельца большой сети собственных и джобберских (работающих под брендом компании, но не принадлежащих ей) заправок, признают, что «ситуация, само собой, мешает работе – это дополнительный расход времени и денежных средств». Тем не менее компания не планирует принимать меры по изменению ситуации. «Если надо будет получать две лицензии – мы будем получать две лицензии», – заявили в компании. 

Причина такого раздвоения кроется, как всегда, в большой политике. 

Судя по всему, два ведомства банально делят очередной богатый рынок. 

МЧС в нынешней системе власти является сверхведомством, а его глава Сергей Шойгу – очень влиятельным чиновником. Но бывший полпред, а ныне глава Ростехнадзора Константин Пуликовский тоже обладает сильными связями. 

Проблему дублирования полномочий Ростехнадзора и МЧС отмечают многие участники рынка. «Нет четкого разделения полномочий, какое ведомство контролирует те или иные аспекты аварийной безопасности, – отмечают в пресс-службе ЛУКойла. – По нашему мнению, нужно законодательно установить рамки полномочий обеих организаций. 

Формально нефтяные компании должны протестовать против такого «двойного налогообложения». «Заинтересованные лица, не довольные правительственным положением, могут оспорить его в суде», – утверждает руководитель коммерческой практики юридического бюро «Вегас-Лекс» Александра Васюхнова. По ее словам, оспаривание нормативных актов в суде – это вполне обычная практика. Скорее всего, переклассификация объектов подтвердила пожароопасную природу АЗС (оставив под ведомством МЧС) и впервые причислила к числу взрывоопасных объектов (введя под юрисдикцию Ростехнадзора). Однако в реальности вряд ли крупные компании будут спорить с влиятельными чиновниками, а мелким это просто не под силу. Кстати, в небольших компаниях на эту тему говорить отказываются.
В итоге лидеры рынка косвенно смогут получить выгоду от нововведения. «В таком случае сократится число не входящих в ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании – «Газета.Ru») АЗС», – считает аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова. 

Действительно, крупной сети будет гораздо проще справиться с необходимостью многоступенчатых проверок. Таким образом, в перспективе все это сможет помочь крупным вертикально интегрированным холдингам купить пока независимые сети автозаправок.


Related services

Related areas

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement