5 September 2008 |
"Газели" обогнали депутатовВолгоградские автоперевозчики добились отмены ряда норм правил перевозок, которые в прошлом году были утверждены городскими парламентариями. Волгоградский арбитражный суд согласился, что ряд пунктов документа противоречит федеральному закону «О защите конкуренции». Будет ли гордума оспаривать решение суда первой инстанции, пока неизвестно. Однако, по мнению юристов, выиграть кассацию в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа, который уже один раз соглашался с перевозчиками, будет затруднительно.
Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил частично иск ООО «Волгоград-Автоэкспресс» к волгоградской гордуме, признав ряд норм принятых в прошлом году «Правил организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград», противоречащими ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». Это уже второе рассмотрение дела перевозчиков Волгоградским арбитражным судом: весной этого года суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, и перевозчики обратились в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа, который отменил предыдущее решение и направил дело в Волгоградский арбитражный суд на новое рассмотрение.
Как сообщил „Ъ“ президент НП «Ассоциация пассажирских автотранспортников» Юрий Белоусов, основные претензии перевозчиков касаются полномочий межведомственной транспортной комиссии, в которые входит, к примеру, закрытие маршрутов. Однако, по словам господина Белоусова, по федеральному законодательству такие полномочия есть только у структурных подразделений мэрии. «Еще в 2004 году мы обращались с заявлением, что необходим документ, регламентирующий отношения в сфере перевозок, — отмечает Юрий Белоусов. — Мы предлагали создать согласительную комиссию с участием перевозчиков, однако в итоге получили нечто другое». По его словам, беспрецедентным является то, что в состав созданной межведомственной транспортной комиссии вошли и представители законодательного органа, а самих перевозчиков там нет. Таким образом, повлиять на принимаемые решения невозможно. «С момента учреждения комиссии (октябрь 2007 года) она собиралась на заседание один раз и отклонила заявления 150 соискателей, — отметил господин Белоусов. — Полгода заявки просто лежали и не рассматривались, а потом их все отклонили». В числе других претензий перевозчиков — положение о проведении конкурса на право обслуживания маршрута, уместное, по их мнению, только в случае бюджетного финансирования. «Если перевозчик придумывает новый маршрут, то он почему-то должен выставлять его на конкурс, — поясняет господин Белоусов. — При этом никаким преимуществом при проведении конкурса перевозчик не обладает». В этом случае, по мнению перевозчиков, конкурс лучше назвать аукционом.
Ъ «Правила организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград» приняты 25.10.2007 г., вступили в силу с 20.11.2007 г. По экспертным данным, ежегодный оборот рынка транспортных перевозок внутри областного центра составляет не менее 1,5 млрд рублей. Ежедневно маршрутки перевозят до 600 тыс. пассажиров. Порядка 200 городских маршрутов обслуживают около 800 компаний — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поддерживает перевозчиков. «Эти правила попросту парализуют конкурентные отношения на рынке пассажирских автоперевозок, которые бы способствовали удовлетворению спроса потребителей», — отметила „Ъ“ замруководителя управления антимонопольной службы (УФАС) по Волгоградской области Валентина Бурба. По ее словам, межведомственная транспортная комиссия, контролируя деятельность перевозчиков, ограничивает свободу предпринимательства и свободу конкуренции. «Среди оспоренных в суде норм этих правил есть такая, согласно которой невозможно открыть маршрут, если он «длиннее» по отношению к здесь действующему только на 20-30%, — отметила госпожа Бурба. — Но есть же весьма длинные маршруты, поэтому увеличение 5-6 километров является весьма существенным».
В ведомстве не исключили, что гордума, возможно, будет настаивать на законности правил и обратится в апелляционную инстанцию. «Мы доказали, что есть нарушения ФЗ «О защите конкуренции», им тогда предстоит доказать обратное», — пояснила госпожа Бурба. По ее словам, результат, каков бы он ни был, для ведомства важен, так как решение суда будет учитываться при рассмотрении определенных жалоб.
В гордуме Волгограда от комментариев воздерживаются и планов по «дальнейшим шагам» не раскрывают. «Пока мы только изучаем документы», — заявил „Ъ“ руководитель пресс-службы гордумы Алексей Пичугин.
По мнению руководителя волгоградского филиала адвокатского бюро «Вегас-Лекс» Александра Вязовика, у гордумы мало шансов оспорить решение Волгоградского арбитражного суда. «Конечно, в практике бывает, что кассационная инстанция сначала отменяет решение суда первой инстанции, направляет дело на новое рассмотрение, а потом соглашается с первым решением», — отметил господин Вязовик. Однако, по его словам, такие случаи единичные. Впрочем, отмена части норм документа вовсе не означает, что придется принимать новый нормативный акт. «Вполне достаточно будет устранить указанные судом «недочеты», — резюмировал эксперт. |