15 September 2008 |
Неоценимые изъятия
Власти Сочи вновь не смогли назвать сроки, когда будут обнародованы оценки стоимости земли, изымаемой под нужды Олимпиады
В четверг на пресс-конференции в Москве мэр Сочи Владимир Афанасенков рассказал о ходе олимпийского строительства и решении проблем большого Сочи. Несмотря на начавшийся процесс изъятия земли под нужды Олимпиады, градоначальник не смог конкретизировать сроки, в которые сочинцы получат результаты оценки стоимости изымаемых участков. Мэр смог только заверить, что все вынужденные отселенцы получат компенсации и им предоставят достойное жилье.
«Безусловно, когда разворачивается крупный объект, он затрагивает интересы людей, но мэрия стоит на стороне жителей, и их интересы мы учитываем в первую очередь», – заявил Афанасенков присутствующим на пресс-конференции журналистам. Мэр признал, что в прошлом действительно случались конфликтные ситуации, в частности с общиной староверов, которые не желали переселяться из зоны олимпийского строительства в Имеретинской долине и беспокоились о судьбе фамильных захоронений, находящихся в непосредственной близости от стройки. Однако он заверил, что «все разумные компромиссы найдены», а что касается кладбища, то можно гарантировать, что оно не будет затронуто строительством, и наоборот, на его поддержание в сохранности выделены значительные суммы.
По словам Афанасенкова, в данный момент ведущейся стройке предполагаемых объектов Олимпстроем ничего не мешает, так как его зона в этом году пока охватывает земли лишь девяти семей, которые владеют 12 участками в данном месте. Мэр не предвидит проблем с отселением жителей, так как, по его словам, в настоящее время вынужденных переселенцев из зоны строительства ожидает подготовленный для их временного или постоянного проживания 40-квартирный жилой дом. В нем отселяемые из собственных частных домов жители смогут поселиться постоянно или на временный срок. Как заявил мэр, сами жители будут вольны выбирать наилучшую форму отселения. Так, те из них, которые захотят остаться в переселенческом фонде, уже фактически имеют такую возможность. А те, кто не пожелает остаться в предоставленных им квартирах, сами построят себе дома на суммы полученных компенсаций или же им построят жилье в соответствии с утвержденными проектами; сейчас существует шесть типовых проектов таких домов с приусадебными участками в уже согласованном месте.
При этом Афанасенков признал, что некоторыми жителями в зоне отселения построен ряд мини-гостиниц, которые ими используются для получения дополнительных доходов. Однако он обошел вопрос о том, как государство будет компенсировать эти доходы частным собственникам, так как понятно, что они пойдут прахом при смене ими места жительства, пусть даже и на «подобранные и оговоренные» заранее участки недалеко от зоны строительства. Не уточнил он и размеры предполагаемых компенсаций за изымаемое жилье, а также проигнорировал вопрос «НГ» о том, готовы ли власти пойти на дополнительные расходы, если суммы претензий граждан за утраченное имущество окажутся выше, чем те объемы, которые будут зафиксированы оценщиками.
«За эти вопросы отвечает не город, а корпорация «Олимпстрой», которая работает на данных объектах», – ответил Афанасенков, пояснив лишь, что оценщики практически завершили свою работу и после того, как их материалы будут обработаны, они поступят на регистрацию в Росимущество, после чего и станут известны жителям и общественности. Когда это конкретно произойдет, мэр не уточнил. «В ближайшее время», – смог лишь засвидетельствовать Афанасенков, уточнив, что у несогласных будет еще два месяца, чтобы опротестовать суммы предложенных компенсаций.
В пресс-службе «Олимпстроя» не смогли уточнить сроки обнародования оценок, заявив, что данный вопрос находится в компетенции вице-губернатора Краснодарского края Василия Надирадзе. Директор аналитического департамента юрфирмы «Вегас Лекс» Максим Черниговский отказался давать однозначную оценку того, насколько в правовом поле находятся осуществляющие строительство на спорных объектах представители «Олимпстроя» и городские и краевые власти, однако напомнил, что ситуация с ускоренным порядком в Сочи изначально планировалась как экстраординарная мера. «Сначала принимается решение об изъятии и начинается его фактическое отчуждение у владельцев, а потом, если вопрос стоимости земельного участка или недвижимости сторонами не согласован, между сторонами происходит спор о том, какова выкупная цена участка или квартиры, – рассказал юрист. – Поэтому с одно стороны в отсутствии оценки ничего страшного нет, но с другой, это является непреодолимым препятствием для получения какой-либо компенсации».
По словам Черниговского, процесс оценки безусловно очень затянулся и в этом виновато прежнее руководство «Олимпстроя», которое в свое время отбирало оценщиков, предложив им настолько невыгодные условия, что в конкурсе реально смогли участвовать только четыре малоизвестные фирмы, тогда как остальные претенденты либо отказались в нем участвовать, либо были отстранены в ходе предварительного отбора. «Подозреваю, что отсутствие оценки – это не злой умысел, а недостаточно продуманное решение предыдущего руководства «Олимпстроя»», – заключил Черниговский.
|