11 July 2008 |
Этапы большого пути
Финансовый механизм реализации комплексных проектов отрабатывается ценой проб и ошибок
Даже при реализации отдельных проектов выбор инструментов для финансирования далеко не всегда однозначен. Когда же речь идет о комплексном освоении территории (КОТ), объем необходимых инвестиций возрастает многократно – предоставить такие средства в одиночку не в состоянии даже самый мощный финансовый институт. При этом выделяемые средства надо рационально распределять в течение всего срока реализации проекта, который может составляться и более лет.
Напомним, что понятие КОТ в целях жилищного строительства дано в ст. 30.2 Земельного кодекса. Оно включает в себя: подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Наиболее яркими примерами КОТ являются 22 экспериментальных инвестиционных проекта, которые были отобраны Росстроем в 2007 году на конкурсной основе. Напомним, что 5 мая 2007 года было принято постановление правительства РФ №265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства». Этот документ предусматривал государственную поддержку проектов, рассчитанных на строительство как минимум 1 млн м2 жилья. Общий объем инвестиций в эти проекты Росстрой оценивал в 1,832 трлн рублей, в том числе на социальную инфраструктуру — 201 млрд рублей, инженерную — 256 млрд рублей и транспортную — 146,5 млрд рублей. Привлечение такого объема финансирования непосильно для отдельных компаний.
Главное отличие: больше и дольше
Говорить о единообразной схеме финансирования не приходится, однако общие контуры можно обозначить. По мнению директора по развитию ИДК «АЛУР» Михаила Хайкина, между реализацией локального девелоперского проекта и КОТ принципиальной разницы нет. «Отличие только в масштабах проекта и растянутости его по срокам. К тому же локальный проект — это, как правило, ограниченный набор функций, сложность КОТ заключается в необходимости взаимоувязки различных функций и типов недвижимости», — говорит эксперт.
На начальной стадии реализации КОТ основная нагрузка ложится на региональные и местные власти. Еще в 2006 году на совещании по вопросам КОТ тогдашний глава Росстроя Сергей Круглик говорил о том, что власти должны подготовить территории для комплексного освоения: «Публичная власть формирует подготовленные земельные участки, производит кадастровый учет, предоставляет право на них застройщикам, регистрирует их права, выдает им разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию, наконец, регистрирует право собственности застройщика на построенные объекты. Большая часть этих действий по срокам определена нормами Градостроительного кодекса».
Девелоперы на первоначальном этапе решают собственные задачи. По мнению Михаила Хайкина, на этой стадии необходимо подготовить площадку для того, чтобы сделать проект инвестиционно привлекательным. Для этого Хайкин советует создать специализированную проектную компанию, которая будет обладать правами на земельный участок под реализацию проекта, и обеспечить площадку инженерно-технической инфраструктурой. «По сути, уже на данном этапе можно минимизировать средства инициаторов проекта и привлекать заемные средства на создание инженерной инфраструктуры, — говорит Михаил Хайкин. — Далее возможны стандартные варианты: либо привлечение акционерного финансирования и продажа доли акций в специально созданных проектных компаниях, либо привлечение проектного банковского финансирования по стандартной схеме «30:70», либо продажа части площадок заинтересованным инвесторам/девелоперам».
Руководитель департамента маркетингового анализа компании «Масштаб» Наталья Чукаева отмечает еще одну особенность КОТ «Деньги привлекаются не на весь мега-проект «скопом», а на каждый этап в отдельности, поскольку на разных этапах проект интересен разным инвесторам. Соответственно, финансирование применяется сложное, дробное: для каждого подпроекта разрабатывается своя схема и свои участники. Поначалу, когда у девелопера есть лишь огромный кусок неосвоенной территории, используется кредитное финансирование под залог этой земли. Затем по мере разукрупнения проекта, разделения его на отдельные части можно привлекать соинвесторов, финансовых партнеров, проектное банковское финансирование» (подробнее о проекте ОАО «Масштаб» см. также «Масштабная застава» на стр. 53)
Как известно, последний из перечисленных вариантов финансирования является основным способом инвестирования комплексных строительных проектов, в том числе и КОТ. «Немаловажный плюс проектного финансирования — отсутствие требования или необходимости вовлечения иных активов, не связанных с самим проектом (например, поручительства третьего юридического лица, не имеющего прямого отношения к проекту, либо залога иных активов), — считает Михаил Ильин, директор департамента консалтинга и оценки девелоперских проектов Консалтинговой группы «НЭО Центр». — При этом застройщик получает средства целевым образом на реализацию своего инвестиционного проекта. Получение каждого следующего транша зависит только от хода реализации проекта, объема освоенных средств, темпов и качества строительства, а также рисков, связанных непосредственно с проектом».
Кроме того, по мнению Михаила Ильина, для реализации проектов КОТ могут быть использованы другие финансовые схемы. Такие возможности открываются после получения первичного или полного пакета разрешительной документации, а также после вывода проекта на высокую стадию строительной готовности. В первом случае можно продать первичные права на реализацию проекта, во втором — права на будущие помещения в рамках проекта при условии ввода строительного комплекса в эксплуатацию. «У обоих случаев привлечения инвестиционного финансирования есть общее преимущество — возможность выйти из проекта с максимальной маржой.
Однако при этом должно выполняться одно условие — полное использование имеющихся ресурсов (финансовых, административных, креативных)», — говорит Ильин.
На стадии проектирования при реализации дорогостоящих проектов КОТ могут быть созданы совместные предприятия со сторонним инвестором. По словам консультанта отдела складских и индустриальных помещений компании Jones Lang LaSelle Антона Алябьева, этот способ позволяет сократить объем необходимого собственного капитала и разделить риски девелопмента, но вместе с тем сокращает получаемую доходность. «Совместное предприятие позволяет собственнику остаться в проекте. При этом стратегический партнер может помочь в привлечении более дешевого долгового финансирования. В условиях недостатка ликвидности у кредитных институтов, привлечение инвестора будет содействовать финансированию и расширению деятельности девелопера», — добавляет аналитик отдела рынки капитала компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Саян Цыренов.
Кто заплатит за инфраструктуру?
Вернемся к начальному этапу реализации проектов КОТ. Именно в это время создается инфраструктурный комплекс, требующий значительных затрат. Однако в проектах КОТ эти расходы изначально учитываются далеко не всегда. Эта проблема неоднократно обсуждалась на государственном уровне. Еще в 2006 году Дмитрий Медведев говорил, что с учетом социального обустройства себестоимость застройки увеличивается на 15-20%.
В постановлении правительства РФ от 5 мая 2007 г. №265 предусмотрены меры господдержки кредитования региональных и муниципальных органов власти в части финансирования строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Это государственные гарантии по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, а также на обеспечение новых микрорайонов автомобильными дорогами. В случае когда строительство инфраструктуры ведется за счет застройщиков, построенные объекты должны быть выкуплены у них региональными и муниципальными органами власти. Понимая, что деньги на эти цели в бюджетах, как правило, отсутствуют, правительство предусмотрело возможность отсрочки и (или) длительной рассрочки оплаты приобретаемых объектов при их выкупе. К сожалению, и эта мера не решает финансовую проблему, поскольку не подкреплена необходимой правовой базой. Кстати, еще до упразднения Росстроя и.о. руководителя агентства Владимир Бланк в одном из своих выступлений предлагал сформировать на федеральном уровне механизм, позволяющий муниципалитетам выкупать объекты инженерной и муниципальной инфраструктуры по сметной стоимости. Для этого могут быть использованы такие источники, как средства, вырученные от продажи земельных участков либо продажи права на заключение договора их аренды для жилищного строительства на аукционах: доходы от амортизационной составляющей в тарифах на коммунальные услуги; налоговые доходы местных бюджетов.
По мнению Владимира Бланка, оплата построенных объектов инфраструктуры может быть осуществлена зачетом встречных требований муниципалитета и застройщика: из стоимости земельного участка, приобретенного на аукционе, застройщик оплачивает цену за вычетом стоимости строительства инфраструктуры. В этом случае по завершении строительства объекты передаются муниципалитету в счет окончательной оплаты земельного участка. Не известно, как сложится судьба этих предложении после реформирования системы управления строительным комплексом. Но, по мнению экспертов «СНИПа», они заслуживают внимания.
Ожидают участники проектов ОТ властей и содействия в обеспечении транспортной доступности новых районов. «Инвестор строит дороги за свой счет, но не может оставить их в частном владении, а передает на баланс муниципалитета. При этом никто не гарантирует, что они будут эффективно эксплуатироваться. Необходима обоюдная заинтересованность: инвесторов — во вложении средств в строительство дорог, а власти — во взятии их к себе на баланс. Сейчас над этой проблемой работают федеральные министерства и ведомства», — говорит Наталья Чукаева.
Кроме того, участники проектов возмущаются непомерно возросшей платой за подключение к электросетям, которая провоцирует новый виток цен на недвижимость. По мнению начальника управления развития рынка доступного жилья упраздненного Росстроя Андрея Чибиса, необходимо перейти к системе тарифооб-разования, основанной на норме рентабельности на вложенный капитал.
Правовые акценты
Компании-победители конкурса сетуют на то, что долгосрочные проекты получают лишь кратковременную поддержку государства. В качестве решения этой проблемы в компании «Ренова-СтройГруп» предлагают проводить отборы проектов для предоставления государственной поддержки не на год, как это делается сейчас, а на более длительный срок. По словам старшего юриста практики «Недвижимость. Земля. Строительство» компании «Вегас Лекс» Игоря Чумаченко из компании «Вегас-Лекс», корень проблемы — в особенностях действующего бюджетного законодательства, которое предусматривает выделение средств на реализацию федеральных программ в пределах одного года. Для более гибкого выделения этих средств необходимо внести соответствующие изменения. Кроме того, ряд решений нужно принять на уровне федеральной исполнительной власти (например, разработать в рамках ФЦП «Жилище» подпрограмму финансирования КОТ). Однако, по мнению Игоря Чумаченко, финансовые акценты и законодательную инициативу пора сместить на региональный и местный уровень. «Комплексная застройка территорий — это, прежде всего, вопрос субъектов РФ и муниципалитетов. Именно они заинтересованы в строительстве жилья, дорог, объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Поэтому необходимо принять законодательные акты, регулирующие механизм финансирования комплексных проектов из соответствующих бюджетов. В то же время поддержку комплексным проектам могли бы оказать региональные инвестиционные фонды, формирование которых сейчас находится на начальном этапе», — говорит эксперт компании «Вегас Лекс».
В профессиональном сообществе нередко обсуждается предложение о создании госструктуры. специально уполномоченной заниматься вопросами координации проектов КОТ. Однако, по мнению Игоря Чумаченко, создавать отдельный орган нецелесообразно. Можно, например, возложить полномочия по координации комплексных проектов на одно из подразделений Минрегиона РФ и наделять полномочиями аналогичные структуры в системе исполнительной власти на региональном и местном уровне по принципу «одного окна». Кроме того, многие вопросы могут быть решены на уровне соглашений между органами власти и представителями бизнеса (частными инвесторами, девелопером и застройщиком). В этих документах стороны берут на себя взаимные обязательства относительно участия в финансировании объектов инфраструктуры и выделения ресурсов для подключения к инженерным сетям и сооружениям.
Кстати, для «усмирения» цен на подключение также требуется внесение изменений в законодательство, но уже на федеральном уровне. Дело в том, что действующим ФЗ №210 от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривается плата за подключение лицом, которое осуществляет строительство или реконструкцию, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого объекта. Но сегодня плата с застройщика фактически взимается дважды: его обязывают оплатить стоимость выполнения тех-условий (в то время как все затраты на магистральные сети сетевые компании должны финансировать самостоятельно, возмещая их через плату за подключение), а потом еще заплатить за подключение построенного объекта к этим сетям. Кроме того, на застройщика может быть возложено строительство части инфраструктуры и подведения ее к объекту за свой счет с передачей в государственную или муниципальную собственность по завершении строительства. Владимир Бланк предлагает на уровне федерального законодательства пресечь практику бесплатной передачи естественным монополиям построенных за счет застройщиков сетей. «Следует рассматривать сетевые монополии в качестве соинвесторов строительства, ответственных за частичное финансирование работ. Они должны участвовать в инфраструктурных концессиях на условиях сохранения сетей на балансе у этих концессий либо до их полной амортизации, либо до продажи эксплуатирующим организациям», — считает чиновник.
Президент «Ренова-Строй-Груп» Вениамин Голубицкий выделяет такие правовые проблемы, как отсутствие механизмов консолидации необходимых для КОТ крупных земельных участков, находящихся в различных видах собственности, а также отсутствие учета специфики застройки в форме КОТ в градостроительном и смежном законодательстве. По мнению Голу-бицкого, необходима разработка конкретных нормативно-правовых механизмов взаимодействия всех федеральных ведомств, вовлеченных в реализацию проектов КОТ, а также естественных и локальных муниципальных монополий.
Кому это нужно?
Сегодня экспериментальные проекты представляют на самых престижных площадках, поддерживают на государственном уровне. Но эксперты рынка предупреждают: преимущества КОТ могут обернуться их недостатками. В частности, на конференции по масштабному строительству директор департамента консалтинга London Consulting & Management Company Сергей Богданчиков высказал следующее мнение: «Развитие крупных территорий позволяет продать часть объектов и осуществить быстрый возврат инвестиции. Однако на любом этапе проект может быть приостановлен». К тому же, по словам Богданчикова, у российских девелоперов нет опыта застройки крупных территорий. Поэтому многие переоценивают свои возможности и в процессе реализации проекта сталкиваются с непредвиденными проблемами.
Есть и еще одно обстоятельство, повышающее степень финансовой неопределенности проектов КОТ. Все они предполагают строительство, а потом и продажу огромных жилых площадей. Однако не понятно, кто будет покупать это жилье. По словам Сергея Богданчикова, уже сегодня во многих крупных городах реально заселенных квартир в новостройках мало. «Мы бы не взялись за комплексные проекты, если бы не видели, что это выгодно, что это продается, — возражал на конференции директор департамента жилой недвижимости компании НС&МG Владимир Васильев. — Участие в госпрограммах позволяет не только привлекать финансирование, но и более грамотно распределять экономические средства и финансовые потоки».
Кроме того, не стоит недооценивать и опыт российских девелоперов в реализации крупных проектов. «Рынок недвижимости функционирует довольно долго. Многие компании (например, «Ренова-СтройГруп», «СУ-155», ПИК) имеют опыт крупного строительства, который позволяет им привлекать передовые организации проектировщиков, генподрядчиков (в том числе крупные западные компании), - говорит Игорь Чумаченко. — Возможные проблемы будут связаны, прежде всего, с финансированием строительства инфраструктуры». Как видим, круг проблем замыкается на инфраструктурном вопросе. От этого зависит и сохранение цен на жилье па доступном уровне, и полномасштабная реализация проектов КОТ. По идее эти задачи должны быть решены за счет взаимодействия всех участников частно-государственного партнерства. Возможно, будет расширено привлечение иностранных инвестиций. В частности, Игорь Чумаченко обращает внимание на такой нереализованный механизм, как концессия, а также выделение господдержки на частичное возмещение процентов по кредитам иностранных организаций (сейчас такая возможность отсутствует).
В компании «Ренова-СтройГруп» считают, что вовлечение в крупные российские проекты иностранных источников финансирования обойдется дешевле и повысит их эффективность.
Словом, способов для финансового обеспечения проектов КОТ немало. Остается лишь подкрепить их реально действующим законодательством, а также взаимной экономической заинтересованностью всех участников проектов.
|