14 October 2008 |
Проблемы стратеговSource "Vedomosti" newspaper
Закон о доступе в стратегические отрасли затронул верхушку российского бизнеса и даже госкорпорации. Сегодня комиссия по иностранным инвестициям решит, требует ли закон доработки.
Закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли действует с мая. С момента передачи Федеральной антимонопольной службе (ФАС) функций по контролю за его исполнением прошло 100 дней. Сегодня должно состояться первое заседание правительственной комиссии под председательством Владимира Путина, сообщила «Ведомостям» пресс-служба правительства. К рассмотрению готовы заявки De Beers на покупку 49,99% «дочки» «Лукойла» — «Архангельскгеолдобычи» и итальянской Alenia Aeronautica (входит в концерн Finmeccanica) на приобретение 25% плюс 1 акция ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».
Король как государство
В ФАС пришел запрос, распространяются ли ограничения по инвестициям на членов королевских семей, рассказал Андрей Цыганов. В Саудовской Аравии члены семьи – носители суверенитета королевства, так что закон ограничивает их, как госкомпании и суверенные фонды, говорит управляющий «Вегас-лекс» Альберт Еганян. Так же относятся в США к инвестициям монархов Брунея, Катара и Саудовской Аравии.
По закону зарубежный инвестор должен получить разрешение на приобретение более 50% акций компании из 42 отраслей или более 10% акций стратегических недропользователей (иностранные госкомпании – более 25% акций и 5% акций соответственно). Заявка подается в ФАС, служба проанализирует ее и отправит на согласование в ФСБ и комиссию по гостайне. Итоговое решение примет комиссия во главе с премьером Владимиром Путиным.
Но этим комиссия не ограничится, она разберет накопившиеся к закону вопросы, рассказал замруководителя ФАС Андрей Цыганов на круглом столе, организованном юрфирмой «Вегас-лекс». В ФАС поступило множество запросов компаний о разъяснении положений закона, рассказал Цыганов.
У иностранных акционеров возникла проблема с выдачей доверенности иностранцам на представление интересов на собрании акционеров (старые доверенности утратят силу), рассказала директор департамента корпоративной реструктуризации и собственности «ТНК-ВР менеджмент» Мария Рукина. По закону разрешение нужно, если новый инвестор имеет возможность избирать более 10% состава совета директоров или иного исполнительного органа. В таком случае иностранцев, которым нужно выдать доверенность, придется «проводить» через правительственную комиссию, отмечает она, а это займет около полугода. Цыганов предложил компании прислать на эту тему вопрос в ФАС. Но ответ не будет освобождать от ответственности за нарушение закона, предупредил он. Рукина опасается, что, если комиссия не согласует доверенности, сделка по их выдаче будет признана ничтожной. Иски с требованием признать доверенность ничтожной имеет право подавать ФАС: если нарушается закон о стратегических отраслях, служба — «заинтересованная сторона», говорит Цыганов.
Как это затронет ситуацию с THK-BP, Рукина не комментирует. Условия мировой между совладельцами ТНК-BP (BP и консорциумом ААР) предусматривают, что президента ТНК-BP Роберта Дадли заменит независимый менеджер. Ему может понадобиться доверенность от Novy Investments Ltd. (основной владелец российского «ТНК-BP холдинга»).
Если российский бизнесмен хочет купить стратегический актив через российскую компанию, но у него есть другие компании в иностранных юрисдикциях, то российская фирма может составлять с ними группу лиц, обратили внимание участники конференции. Тогда придется согласовывать сделку, даже если покупателем будет российская компания. Еще иностранным инвесторам придется согласовывать внутригрупповые сделки по передаче российских стратегических компаний, замечает Рукина.
«Северсталь» волнует отнесение всех ее заводов к списку стратегических. Некоторые попали в список из-за того, что производят сплавы, используемые для производства саперных лопаток и касок, и это не шутка, подчеркнула Ксения Шилова из правового департамента «Северстали». Цыганов объяснил, что заявки в комиссию нужно подавать, «если даже завод производит металл для пуговиц, отнесенный к продукции военного назначения».
Связь с продукцией «двойного назначения» волнует не только частные компании. Некоторые наноматериалы могут использоваться при производстве военной техники, рассказала старший юрист «Роснанотеха» Юлия Лазарева. В целом нанотехнологии, в отличие от радиоактивных материалов, не подпадают под разряд стратегических, но потенциальные иностранные инвесторы обеспокоены, говорит Лазарева.
|