Analytics Publications

16
January
2009

Кризисные штрафы // Поставщики требуют от "Русала" компенсации за отложенную стройку

Source: Коммерсантъ № 4


Сollective of authors, VEGAS LEX

Планы компаний по смещению сроков реализации инвестпроектов из-за экономического кризиса могут обернуться для них дополнительными расходами из-за срывов контрактов с поставщиками. Большинство металлургов и нефтяников уверяют, что урегулируют отношения с контрагентами. Однако ОК "Русал", которая отсрочила запуск Тайшетского алюминиевого завода, уже получила от партнеров иски почти на $5 млн.

В понедельник в арбитражный суд Москвы поступило семь исков к "Русалу". Они поданы контрагентами компании, которые являются поставщиками строящегося в Иркутской области Тайшетского алюминиевого завода. Истцом по пяти искам к ООО "Русал Тайшетский алюминиевый завод" выступает ООО "Транссибирская строительная компания", размер претензий которого составляет 85,7 млн руб. Еще один иск на 57,8 млн руб. подало ООО "Кузнецкие металлоконструкции", сумма претензий третьего истца, ООО "Энергооборудование", по иску о неисполнении обязательств по договорам составляет 3,7 млн руб. Общая сумма претензий составляет 147,4 млн руб. ($4,7 млн).

В "Русале" факт подачи исков подтвердили, пояснив, что "все иски относятся к категории споров хозяйствующих субъектов, связанных с пересмотром условий договоров". Гендиректор "Русала" Александр Булыгин в декабре объявил о принятии антикризисной программы, по которой срок вывода на полную мощность Тайшетского алюминиевого завода (750 тыс. тонн алюминия в год) смещаются на год — до 2012 года.

Юрист корпоративной практики "Вегас Лекс" Александр Чернышев говорит, что, скорее всего, контрагенты "Русала" в суде требуют штрафы за перенос сроков поставки и расчетов. Поводом могут быть уже нарушенные "Русалом" обязательства, например, не внесенная в оговоренный договором срок предоплата. Однако все, на что могут рассчитывать поставщики,— это штрафы по убыткам, которые "еще нужно доказать, а это не всегда просто".

Дмитрий Смолин из "Уралсиба" отмечает, что сумма исков для "Русала" невелика. Но аналитик полагает, что число подобных требований может вырасти. С аналогичными проблемами, добавляет господин Смолин, могут столкнуться и остальные металлурги, а также компании из других отраслей, многие из которых объявили о замораживании строительства объектов, которые планировалось запустить в ближайшие один-два года. Например, Трубная металлургическая компания (ТМК) была вынуждена также на год перенести сроки ввода электропечи на Таганрогском металлургическом заводе (ТМЗ) и отложила запуск линии по производству бесшовной трубы на Северском трубном заводе (СТЗ). Магнитогорский меткомбинат заморозил фактически все свои проекты, кроме прокатного стана 2000 и стана 5000, добавляет аналитик, у Новолипецкого меткомбината (НЛМК) могут возникнуть сложности с проектами "Макси-групп" по строительству мини-заводов.

О возможном существенном сокращении инвестпрограмм и переносе проектов на более поздний срок из-за кризиса уже говорили и нефтяники. Так, при ценах на нефть в $45 за баррель (вчера — $43,99) капзатраты ЛУКОЙЛа в 2009 году составят около $5 млрд, что вдвое ниже, чем в 2008 году. Компания может отказаться от реализации в 2009 году части запланированных проектов по модернизации своих заводов и геологоразведке. Перенести часть проектов на более поздний срок из-за падения цены на нефть планируют также в "Газпром нефти" и ТНК-ВР.

Но нефтяники исков со стороны подрядчиков не опасаются. "В случае реализации пессимистического сценария развития в 2009 году мы будем переносить такие проекты, по которым не заключены контракты с подрядчиками",— говорят в ЛУКОЙЛе. В "Газпром нефти" также уверяют, что, определяя приоритетность проектов, исследуют возможные экономические и юридические риски. Металлурги тоже говорят, что в ситуации "Русала" они не окажутся. В ТМК напомнили, что основные проекты инвестпрограммы были завершены в 2008 году. Что касается проектов строительства стана на СТЗ и печи на ТМЗ, то они оба находятся лишь на "стадии подготовки проектной документации",— сообщили "Ъ" в ТМК. В НЛМК поясняют, что у "Макси-групп" начато строительство мини-завода только в Калуге, и оно будет продолжено. Изменения в собственной инвестпрограмме комбинат "обсуждает с поставщиками". В то же время Александр Чернышев полагает, что в условиях кризиса найти компромисс с поставщиками "может быть непросто".


Related services

Related areas

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement