13 February 2009 |
Твердая посадка AirUnionВнимание большинства инвесторов приковано сейчас к противостоянию эмитентов, допустивших нарушение обязательств по облигационным займам, и держателей их бумаг. Однако вместе с тем, как показывает практика, после громкого скандала, связанного с отказом той или иной компании платить, возникает настоящий информационный вакуум — сама компания, понятное дело, наглухо закрывается от внешнего мира, а внимание сми перенацеливается на новую жертву рискованной долговой стратегии.
Редакция Cbonds Review решила восполнить эту пустоту. Отныне на страницах рубрики «Показательный процесс» мы будем подробно рассказывать о разбирательствах в отношении одной или нескольких компаний, объявивших дефолт по своим облигациям, и публиковать комментарии профессиональных юристов относительно нюансов и перспектив конкретных исков. Первый материал новой рубрики, посвященный холдингу AirUnion, специально для Cbonds Review подготовил юрист компании «Вегас-Лекс» Виктор Юзефович. Несомненно, происходящее сейчас на фондовом рынке — это еще не предел. По прогнозам специалистов, в ближайшие полгода на российском фондовом рынке ожидается еще порядка 150 дефолтов. Уже сегодня мы становимся свидетелями того, как на грани разорения оказались крупнейшие компании и производственные предприятия России, которые не смогли исполнить обязательства по облигационным займам. Таким ярким примером может служить ОАО «Новосибирский оловянный комбинат», предприятие, занимающее второе место в мире по объему производства олова, в отношении которого уже введена процедура наблюдения. Тем не менее, даже несмотря на продолжающийся уже пять месяцев финансовый кризис, на который очень «удобно» сейчас писывать все беды, в том, что сейчас происходит на фондовом рынке, виноваты и сами эмитенты. Многие из них просто переоценили свои финансовые возможности в погоне за сверхприбылью в условиях «перекреди-тованности» собственного бизнеса и все же разместили облигации на ММВБ. Кризисные явления на российском фондовом рынке развиваются очень стремительно. В декабре 2008 года на ММВБ фактически через день, а иногда и каждый день, те или иные эмитенты допускали технический дефолт или дефолт.
В данной статье мы рассмотрим конфликтную ситуацию, складывающуюся вокруг ООО «Эйр Юнион Эр Эр Джи».
Размещение выпуска облигаций ООО «Эйр Юнион Эр Эр Джи» на 2 млрд руб. растянулось с 20 декабря 2007 г. по 17 марта 2008 г. ООО «Эйр Юнион Эр Эр Джи» позиционировало себя как организацию, созданную с целью реновации парка воздушных судов AiRUnion путем привлечения инвестиционного капитала. Звучали заявления о том, что AiRUnion — это крупнейшее в России объединение авиаперевозчиков, в состав которого входят авиакомпании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс», а парк воздушных судов AirUnion насчитывает более 100 лайнеров, среди которых Boeing-737, 757, 767; Ан-24, 32; Ил-62М, 86, 96; Ту-134, 154, 214. Более того, 28 апреля 2007 г. Президентом РФ был подписан Указ «О создании открытого акционерного общества «ЭйрЮнион». Согласно этому указу, данная компания должна была быть создана на базе пяти авиакомпаний неформального альянса. Предполагалось, что в собственности РФ будет находиться 45% акций создаваемого юридического лица, а 55% будут принадлежать частным акционерам.
Фактически инвесторам была гарантирована поддержка в лице государства, а поручительство по выпуску было предоставлено ОАО «Авиакомпания «Красноярские Авиалинии» (далее — ОАО АК «КрасЭйр», «КрасЭйр», Поручитель), которая входит в число пяти крупнейших российских авиаперевозчиков. Решением о выпуске облигаций была установлена солидарная ответственность Поручителя, то есть ОАО «Авиакомпания «Красноярские Авиалинии», и эмитента перед владельцами облигаций.
В тексте информационного меморандума от 29 октября 2007 г. к облигационному выпуску ООО «Эйр Юнион Эр Эр Джи» особенно акцентировало внимание на Поручителе, указывая на ОАО АК «КрасЭйр» как на одну из лидирующих авиакомпаний России, на высокую деловую репутацию компании, на самые высокие показатели ОАО АК «КрасЭйр» по отрасли в части загруженности рейсов, а также о его «бесспорном лидерстве» на рынке российских авиаперевозчиков.
На страницах информационного меморандума финансовому положению ОАО «КрасЭйр» посвящен целый раздел, который поименован эмитентом как «центр консолидации». В нем обращается внимание на следующие факты: 1) увеличение суммы выручки компании по итогам 2006 года увеличение стоимости транспортных средств более чем в 4 раза по итогам 2006 года; 2) увеличение дебиторской задолженности, увеличение стоимости чистых активов за год на 8.5% по итогам 2006 года.
После таких громких заявлений вряд ли кому-то в голову приходит мысль о том, что в перспективе эмитент может допустить дефолт. Между тем, 20 декабря 2007 г., то есть в тот день, когда началось размещение облигаций ООО «Эйр Юнион Эр Эр Джи», один из инвестиционных банков опубликовал свой комментарий относительно перспектив данного выпуска, в котором очень точно обозначил те моменты, что сыграли свою негативную (возможно, даже решающую) роль в дальнейшей судьбе не только эмитента, но и всего альянса «ЭйрЮнион»[1]. В частности, помимо всего прочего отмечались 1) «высокая долговая нагрузка» Поручителя, при том что его «финансовые расходы… и других участников альянса «ЭйрЮнион» будут увеличиваться в связи с обновлением авиапарка», а также 2) «значительный объем кредиторской задолженности поручителя (6.9 млрд руб.). Ранее в прессе сообщалось о судебных исках к «КрасЭйру» со стороны кредиторов компании на 1 млрд руб. Кроме того, в октябре компания разместила выпуск CLN на 3 млрд руб., одной из целей которого являлось погашение задолженности перед поставщиками. На наш взгляд, наличие споров с кредиторами может стать косвенной причиной разрастания долга…»
К сожалению, данный комментарий оказался пророческим, и чтобы в этом убедиться, достаточно лишь проследить хронологию событий, развивавшихся вокруг эмитента и Поручителя накануне дефолта по облигациям и после его объявления.
ХРОНОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ
22 августа 2008 года Арбитражный суд Красноярского края по делу №А33-10705/2008 принял к рассмотрению заявление ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» о признании ОАО АК «КрасЭйр» банкротом. Заседание суда назначено на 22 сентября 2008 года.
22 сентября 2008 года Арбитражный суд Красноярского края отложил заседание по делу № А33-10705/2008 по заявлению ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» о признании ОАО »КрасЭйр» банкротом на 22 октября 2008 года. Причиной переноса явилось то, что ОАО АК «КрасЭйр», не согласное с позицией ОАО «Ильюшин Финанс Ко.», подало апелляционную жалобу в Третий арбитражный апелляционный суд.
22 октября 2008 года состоялось судебное заседание по делу № А33-10705/2008 по заявлению ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» о признании ОАО АК «КрасЭйр» банкротом. В ходе судебного заседания заявитель настаивал на своих требованиях, ссылаясь на то, что должник нарушил исполнение заключенного сторонами договора лизинга. Требование ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» о признании ОАО АК «КрасЭйр» банкротом заявлено на основании долга за три самолета (Ту-204 и два Ил-96), взятых авиакомпанией в лизинг (в ряде СМИ размер этого долга, с учетом неких штрафных санкций, обозначался суммой в $17 млн). В качестве доказательств ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» представило в материалы дела договор, акт приема-передачи воздушных судов, копии исполнительных листов, доказательства их направления должнику и другие доказательства.
В свою очередь, ОАО АК «КрасЭйр», заявляя о необоснованности требования о признании его банкротом, указало, что, в соответствии с данными бухгалтерского баланса, на последнюю отчетную дату размер активов авиакомпании составляет более 18 млрд руб. (в том числе основные средства и дебиторская задолженность), то есть активов должника достаточно для решения вопроса о погашении задолженности мирным путем вне процедуры банкротства. Представитель должника просил суд отложить судебное заседание, поскольку, по его мнению, единственной целью подачи ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» заявления о признании должника банкротом является взыскание задолженности, а не признание должника банкротом. В свою очередь, решение данного вопроса возможно путем урегулирования спорной ситуации мирным путем, учитывая, что в настоящий момент должник выходит из кризиса. Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, а также учитывая необходимость представления сторонами дополнительных доказательств по делу, Арбитражный суд Красноярского края отложил судебное разбирательство.
В этот же день, 22 октября 2008 года, в Арбитражный суд Красноярского края поступило заявление ООО «ТД «Топливное Обеспечение Аэропортов» о признании ОАО АК «КрасЭйр» банкротом, которое было принято к производству суда 5 ноября 2008 года.
В свою очередь от должника поступили возражения на заявление ООО «ТД «Топливное Обеспечение Аэропортов» о признании авиакомпании банкротом. ОАО «КрасЭйр» просило суд возвратить данное заявление, поскольку к нему не приложены документы, подтверждающие размер произведенного взыскания по исполнительным листам, в связи с невыплатой задолженности по которым ООО «ТД «Топливное Обеспечение Аэропортов» и обратилось в арбитражный суд. Также должник в возражениях настаивал на том, что обществом «ТД «Топливное Обеспечение Аэропортов» не указан характер обстоятельств, на основании которых возникло его требование к должнику.
Кроме того, ОАО АК «КрасЭйр» была подана кассационная жалоба на определение Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа о принятии заявления о признании должника банкротом, а также на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 сентября, принятое по делу о банкротстве. В связи с этим материалы рассматриваемого дела № А33-10705/2008 были направлены в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. На дату судебного заседания, состоявшегося 2 декабря 2008 года, материалы дела в Арбитражный суд Красноярского края не поступили, поскольку находились в суде кассационной инстанции. Данное обстоятельство послужило основанием для отложения судебного разбирательства.
В то время как кредиторами Поручителя была уже активно запущена процедура банкротства, общий размер задолженности компании уже составлял приблизительно 728 млн руб., а в самой авиакомпании «КрасЭйр» подтвердили, что судебные приставы «действительно описывают имущество» компании, в том числе самолеты, и что в этом «ничего страшного нет, работе авиакомпании это абсолютно не мешает». 20 ноября 2008 года ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» допустило технический дефолт, не исполнив оферту по выпуску облигаций. К выкупу было предъявлено 1 566 943 облигации на общую сумму 1 566 943 000 руб. Кроме того, эмитент должен был выплатить накопленный купонный доход по облигациям в размере 9 621 030.02 руб.[2] Обязательства эмитентом исполнены не были.
После неисполнения обязательств эмитент распространил сообщение о том, что владельцы облигаций имеют право обращаться в суд (Арбитражный суд г. Москвы или суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика) с иском к эмитенту с требованием выплатить номинальную стоимость облигации и/или выплатить предусмотренный ею доход, а также уплатить проценты за несвоевременное погашение и/или выплату доходов по облигациям в соответствии со статьями 395 и 811 Гражданского кодекса РФ.
Примечательным является то, что еще накануне, за месяц до даты неисполнения оферты, опять-таки 22 октября 2008 года в Арбитражный суд г. Москвы от одного из держателей облигаций ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» поступило исковое заявление к самому эмитенту и Поручителю, ОАО АК «КрасЭйр». В частности, по настоящее время в производстве судьи Арбитражного суда города Москвы Башлаковой-Николаевой Е.Ю. находится дело № А40-69587/08-62-605 по исковому заявлению компании «Гарденком Энтерпрайз ЛТД» к ООО «Эйр Юнион Эр Эр Джи» и ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» о взыскании 130 968 981.17 руб. и о досрочном исполнении обязательств по облигационному займу.
Учитывая процессуальные сроки рассмотрения дел арбитражным судами, установленные арбитражным процессуальным законодательством, решение суда по делу № А40-69587/08-62-605 по иску компании «Гарденком Энтерпрайз ЛТД» могло быть вынесено еще в конце декабря 2008 года или в начале января 2009 года. Однако истец столкнулся с тем, что ООО «Эйр Юнион Эр Эр Джи» стало предпринимать действия по затягиванию арбитражного процесса. В частности, ООО «Эйр Юнион Эр Эр Джи» и ОАО АК «КрасЭйр» полностью проигнорировали поданный против них иск: ни один из ответчиков не представил отзыв на иск, представители ответчиков ни разу не явились в предварительное судебное заседание. Суд вынужден был отложить предварительное заседание.
Более того, истцом из полученной им в налоговом органе выписки из ЕГРЮЛ было уставлено, что адрес места нахождения эмитента «РФ, 125315, г. Москва, ул. Часовая, д. 24», указанный в том числе в эмиссионных документах, был изменен на «125319, г. Москва, ул. Красноармейская, д. 34а». Причем вполне возможно, что на момент выхода в печать этой статьи эмитент мог еще раз изменить свой юридический адрес.
Результатом указанных действий эмитента стало то, что предварительное заседание по делу № А40-69587/08-62-605 было проведено Арбитражным судом города Москвы только по истечении двух с половиной месяцев, 13 января 2009 года, в которое представители ООО «Эйр-Юнион Эр Эр Джи» и ОАО АК «КрасЭйр» вновь не явились. Между тем, ОАО АК «КрасЭйр» было заявлено письменное ходатайство о привлечении к рассмотрению дела арбитражных заседателей. Ходатайство ответчика было удовлетворено судом. К 12 февраля 2009 года каждая из сторон по делу должна будет представить в Арбитражный суд Москвы свою кандидатуру арбитражного заседателя. В случае если этого сделано не будет, суд самостоятельно определит такую кандидатуру от каждой из сторон. Основное судебное заседание по делу назначено на 2 марта 2009 года.
Между тем, 12 декабря 2008 года Арбитражный суд Красноярского края по делу № А33-10705/2008 по заявлению ОАО «Ильюшин Финанс Ко.», ООО «ТД «Топливное Обеспечение Аэропортов», ООО «Финсервис» о признании ОАО АК «КрасЭйр» банкротом вынес определение о введении процедуры наблюдения в отношении ОАО «КрасЭйр». Как следует из материалов дела № А33-10705/2008, ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» настаивает на задолженности, возникшей у ОАО «КрасЭйр» по лизинговым платежам, в сумме 92 млн руб., ООО «ТД «Топливное Обеспечение Аэропортов» ссылается на долги авиакомпании за топливо в размере 29 млн руб., а ООО «Финсервис» указывает на 5.2 млн руб. задолженности авиакомпании за лизинг самолетов.
В ходе состоявшегося судебного заседания арбитражным управляющим был утвержден член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» Акимов Виктор Алексеевич, который, в соответствии с законом, обязан будет представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии ОАО АК «КрасЭйр» и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов с приложением необходимых документов.
Дата проведения следующего судебного заседания по делу № А33-10705/2008 по заявлению о признании ОАО АК «КрасЭйр» банкротом назначена Арбитражным судом Красноярского края на 6 апреля 2009 года. Вторая половина декабря 2008 года также была отмечена рядом событий, инициированных как эмитентом, так и владельцами облигаций.
В частности, в производстве Арбитражного суда города Москвы (судья Лопухова М.А.) в настоящее время находится дело № А40-90112/08-45-793 по исковому заявлению ЗАО КБ «Русский Славянский Банк», поступившему 16 декабря 2008 года, к ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» и ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» о взыскании 171 655 104.93 руб. Определением суда исковое заявление было оставлено без движения до 22 января 2009 года. Что конкретно послужило основанием для этого, нам неизвестно, но, как правило, это бывает вызвано несоответствием представленных истцом документов требованиям арбитражного процессуального законодательства.
18 декабря 2008 года ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» допустило технический дефолт по купону, не выплатив держателям облигаций 139 620 000 руб., а 25 декабря 2008 года дефолт стал уже реальным. Реакция на такие события по крайней мере одного из держателей облигаций была незамедлительной — уже 29 декабря 2008 года в Арбитражный суд города Москвы поступило исковое заявление ОАО «НОМОС-БАНК» к ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» о взыскании 141 103 917.02 руб. Дело № А40-95254/08-95254/08-34-834 по указанному исковому заявлению находится в производстве судьи Михайловой Л.В. Предварительное судебное заседание по делу было назначено на 3 февраля 2009 года.
На сегодняшний день отсутствует какая-либо иная информация о том, что в Арбитражный суд города Москвы поступали иски к ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» от иных держателей облигаций, в том числе от компании «Пиоглобал Эссет Менеджмент», одного из держателей облигаций ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи», который ранее высказывался о намерении обратиться в суд, если в ближайшее время не получит никакой информации от эмитента[3].
Таким образом, к эмитенту предъявлено 3 иска, связанных с неисполнением обязательств по облигационному займу, общая сумма требований по которым составляет приблизительно 443 728 003.12 руб., тогда как общая сумма задолженности, учитывая размер неисполненных обязательств по оферте и купону, составляет 1 716 184 030.02 руб.
СУДЕБНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Инвесторы, безусловно, понимают, что ООО «ЭйрЮни-он Эр Эр Джи» — это всего лишь «проектная компания», стоимость чистых активов которой на последнюю отчетную дату перед датой утверждения Проспекта ценных бумаг составляла 6 тыс. руб. (!). Иски владельцев облигаций, безусловно, будут удовлетворены судом, это лишь вопрос времени, но даже при получении решения суда о взыскании с эмитента суммы задолженности по оферте и купону и исполнительного листа на указанное решение перспективы его исполнения очень туманны.
Однако хуже всего для инвесторов даже не сам факт неисполнения ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» обязательств по облигационному займу, а то, что с введением процедуры банкротства в отношении Поручителя фактически существует риск утраты обеспечения займа, на которое в такой ситуации инвесторы рассчитывают в первую очередь. Фактически всякого рода попытки держателей облигаций ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» в ближайшее время использовать обеспечение, то есть обратиться к Поручителю за исполнением обязательств по оферте и выплатой купона и получить такое исполнение от Поручителя, сведены на нет.
Начало процедуры наблюдения в отношении ОАО АК «КрасЭйр» означает введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Это означает, что до завершения процедуры банкротства ОАО АК «КрасЭйр» освобождается от выполнения всех своих финансовых обязательств.
Для целей участия в первом собрании кредиторов ОАО АК «КрасЭйр» владельцы облигаций ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» вправе были предъявить свои требования к ОАО АК «КрасЭйр» как к солидарному должнику по облигационному займу в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Такие требования инвесторы должны были направить в Арбитражный суд Красноярского края, ОАО АК «КрасЭйр» и назначенному временному управляющему Акимову В.А. с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Если такие требования направлялись владельцами облигаций ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» в указанный срок, надо полагать, что они все же были включены Арбитражным судом Красноярского края в реестр требований кредиторов ОАО АК «КрасЭйр».
Первое собрание кредиторов ОАО АК «КрасЭйр» должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения, срок которого, в свою очередь, не должен превышать семи месяцев. Учитывая, что наблюдение было введено 12 декабря 2008 года, первое собрание кредиторов ОАО АК «КрасЭйр» пройдет не позднее 1 июля 2009 года. Проведение такого собрания, согласно закону, возможно и намного раньше, все будет зависеть от того, сколько времени потребуется временному управляющему на проведение анализа финансового состояния должника. Решение первого собрания кредиторов будет заключаться в введении следующей стадии процедуры банкротства либо в заключении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве ОАО АК «КрасЭйр».
Предсказать, как в дальнейшем будут развиваться события вокруг самого эмитента и Поручителя, сложно. Очевидно лишь то, что долг ОАО АК «КрасЭйр» перед владельцами облигаций ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи» является необеспеченным, а сами требования находятся в третьей очереди согласно законодательству о банкротстве, что провоцирует очень низкую степень возмещения по такому долгу владельцам облигаций в случае введения конкурсного производства в отношении ОАО АК «КрасЭйр».
Самым оптимистичным развитием событий может быть вхождение в акционерный капитал ОАО АК «КрасЭйр» стратегического инвестора. Вхождение такого инвестора будет означать прекращение введения процедуры финансового оздоровления должника либо заключение мирового соглашения с кредиторами, в том числе с владельцами дефолтных облигаций ООО «Эй-рЮнион Эр Эр Джи», с последующим погашением всей задолженности и возобновлением основной деятельности авиакомпании.
В прессе уже не раз звучало то, что «Ростехнологии» обещают заняться реструктуризацией долгов авиаальянса AiRUnion после того, как будет образован его правопреемник, «Росавиа», где 51-процентная доля в уставном капитале будет принадлежать самим «Ростехнологиям», а 49% — Правительству Москвы. В таком случае акции ОАО АК «КрасЭйр», принадлежащие государству, могут быть переданы «Ростехнологиям», которое, в свою очередь, сможет внести их в качестве вклада в уставный капитал «Росавиа».
Однако стоит понимать, что такие заявления звучали еще накануне введения процедуры банкротства в отношении ОАО АК «КрасЭйр». Теперь же ситуация претерпела значительные изменения, и не стоит рассчитывать, что государству в лице «Ростехнологий» и Правительству Москвы интересно с экономической точки зрения обременять уставный капитал новой авиакомпании акциями компании-банкрота.
Вызывает большие сомнения то, что партнеры пожертвуют инвестиционной привлекательностью создаваемой авиакомпании. Более того, вхождение в капитал и восстановление платежеспособности «КрасЭйра» потребует значительных денежных вливаний в ближайшее время, в том числе для расчетов с владельцами облигаций ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи», а это как минимум не соответствует интересам акционеров «Росавиа», особенно в условиях экономического кризиса. Кроме того, такой шаг может повлечь череду новых исков к ОАО АК «КрасЭйр» от «спящих» инвесторов, на фоне последних событий, возможно, потерявших уже всякую надежду на исполнение обязательств по облигациям ООО «ЭйрЮнион Эр Эр Джи».
Безусловно, прогнозы не самые утешительные для инвесторов. Приведенная в действие процедура банкротства Поручителя эмитента вовсе не способствует скорейшему разрешению конфликта между эмитентом и держателями облигаций. Тем же инвесторам, которые не успели в установленный срок включить свои требования в реестр требований кредиторов ОАО АК «КрасЭйр», необходимо дождаться результатов завершения процедуры наблюдения, так как в случае перехода к одной из следующих предусмотренных законом стадий банкротства такие инвесторы вновь будут иметь возможность заявить о включении своих требований в реестр требований кредиторов Поручителя.
[2] http://www.cbonds.info/all/rus/news/index.phtml/params/id/416051
[3] http://www.cbonds.info/all/rus/news/index.phtml/params/id/416051
|