5 March 2009 |
Ловушки для инвесторов // Сенаторы решили помочь транспортной отрасли
Совет Федерации (СФ) РФ предлагает внести поправки в законодательство, которые облегчат финансовую нагрузку на транспортные компании и позволят активнее привлекать частные инвестиции в инфраструктурные проекты.
Среди поправок, подготовленных сенаторами, значится освобождение от налога на землю и имущество морских и авиационных портов, а также предоставление льгот частным компаниям, готовым инвестировать средства в транспортную инфраструктуру.
Такое заявление сделал вчера в ходе видеоконференции председатель подкомитета по транспортно-логистическим системам комиссии по естественным монополиям СФ Юрий Осинцев. Он не уточнил, какие именно преференции потенциальным инвесторам хочет предложить верхняя палата парламента.
Например, сегодня регионы сталкиваются с проблемой привлечения частных инвесторов при реализации проектов в рамках ГЧП. Как полагают эксперты, чтобы решить эту проблему, государству необходимо сделать механизм поддержки таких проектов прозрачным.
«Во-первых, сегодня мало какой инвестор знает весь спектр форм господдержки, который он может получить, реализуя тот или иной инфраструктурный проект, – говорит старший юрист департамента инфраструктурных и транспортных проектов компании «Вегас-Лекс» Довран Гарагозов. – Во-вторых, существуют проблемы с прозрачностью процедур в рамках форм господдержки. В-третьих, её формы в ряде случаев не вполне комфортны для инвесторов. Например, федеральные концессии».
В качестве примера Довран Гарагозов привёл строительство Орловского туннеля под рекой Невой в Санкт-Петербурге. В проекте должны участвовать как федеральные власти, так и субъект Федерации. Однако в законе о концессиях до сих пор прописано, что в качестве концедента (собственник имущества) может выступать либо сама Российская Федерация, либо её субъект. Их совместное участие в концессии в принципе невозможно.
Он также отметил, что в мировой практике известно много типов концессионных соглашений, которые в России не используются именно в силу того, что в рамках федерального законодательства они не отражены. «Это то, что на Западе называется контрактами жизненного цикла, где инвестор допускается к строительству и последующей эксплуатации объекта. И при этом не он платит государству, а бюджет ему платит на период всего жизненного цикла объекта», – говорит Довран Гарагозов. При этом из госбюджета не приходится сразу выплачивать всю сумму на проектирование и строительство. В России это можно сделать с помощью регионального законодательства, путём разработки и принятия регионального ГЧП закона, отмечает эксперт. Некоторые компании всё же полагают, что участие государства в проектах делает последние привлекательными для частных инвесторов. «Если государство обеспечивает контроль и финансирование этих проектов, то нам это интересно с точки зрения выполняемых услуг, поскольку мы получаем гарантированные платежи», – заявил «Гудку» руководитель департамента по таможенному праву STS Logistics Сергей Фалин. Вместе с тем и он отмечает, что частный сектор неохотно сотрудничает с государством из-за нечёткого распределения обязанностей всех участников. «Частный бизнес должен быть уверен в том, что государство обеспечит выполнение своих обязательств точно в сорок», – считает Сергей Фалин. |