Analytics Publications

1
June
2009

Проект "Мост через кризис"

Source "Expert" magazine


Несмотря на то, что экономический спад не преодолен, пришло время начинать долгосрочное планирование. Постепенное оживление экономике способны придать инфраструктурные проекты на территории регионов.

B последние полгода термин «стратегия» практически исчез из нашего лексикона, на замену ему пришло другое существительное — «мера». С помощью мер, а точнее, накопленных за тучные годы денег, власти спасали банковскую систему и отдельные компании, а сейчас пытаются не дать умереть малому бизнесу, поддержать население, лишившееся работы, и так далее. Это оправдано и логично: когда все горит, нужно тушить пожар, а не рассуждать о том, почему он случился. Но острая фаза рано или поздно закончится. И поднимется самый больной вопрос — что будет дальше. Нужно ли в условиях спада стратегическое планирование — эта тема стала главной на традиционно проводимом в Екатеринбурге Российском экономическом форуме. «Пора говорить не о сущности кризиса, а о том, как не допустить депрессии и двигаться дальше», — задал тон дискуссии модератор форума главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.

Не рассосется

Для начала нам всем потребуется решить далеко не экономическую проблему — преодолеть психологический шок, связанный с ожиданиями конца кризиса. Несколько месяцев подряд все мы дружно искали некое дно, свято веря в то, что как только мы его достигнем, начнется рост и все будет по-прежнему. Главное — переждать, убеждали мы себя. Но ничего само по себе не начнется и прежней жизни уже не будет, убежден руководитель школы управления и демократии (Литва) Аташес Газарян:

— Кризис смоет все, что должно было погибнуть. Поэтому тратить деньги на реанимацию трупов бессмысленно. Лучше определиться с теми, кто нас вытащит. Они должны пойти вперед. И тогда появятся и зарплаты, и инвестиции, и рабочие места.

Сторонников такой позиции в среде бизнеса все больше.

— Сейчас государство на всех уровнях, от федерации до муниципалитетов, только перераспределяет доходы, но не создает условия для получения новых. Не нужно просто раздавать людям льготы и деньги, предложите им достойную работу, гарантию стабильности. Остальное они сделают сами, — уверен генеральный директор УГМК-холдинга Андрей Козицын.

Казалось бы, решение очевидно: достать с полки докризисные проекты стратегий развития городов, регионов, страны и начать их реализацию. Но, во-первых, за время экономического бума документ, одобренный всем обществом и окончательно принятый на уровне федерации, так и не появился. Мы имеем лишь отдельные программные заявления. А во-вторых, нет необходимых для их реализации институтов.

— У нас все замечательно со стратегическими документами, они отлично висят на сайте любой администрации, — иронизирует президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев. — Но проблема в том, что у нас нет института стратегического планирования как механизма согласования приоритетов всех уровней. Я убедился в этом на примере печального и тяжелого опыта подготовки стратегии федеральных округов: мы столкнулись с тем, что у федерации одни приоритеты, у регионов — другие, и увязать их невозможно. При этом нет даже общих правил прогнозирования. Но если мы не понимаем, сколько энергии и стали нам потребуется, как мы можем строить стратегии? Получим элементарное переинвестирование, деньги уйдут впустую.

Не новая, но эффективная  

Безусловно, и стратегию, и институты создавать надо, иначе мы войдем в новую стадию со старыми проблемами. Но для этого требуется главное — понимание трендов, на основе которых можно определить потребности и составить прогнозы. Между тем стимулировать внутренний спрос пора уже сейчас.

— Если нет спроса, то нет смысла производить товары и услуги. В этой ситуации инвестиции имеют мало экономического смысла. Владельцы денег сто раз подумают, прежде чем рискнут начать инвестирование, — считает управляющий директор группы компании «Тройка Диалог» Андрей Шаронов

 Федеральная власть пытается решить эту задачу традиционным путем — стимулированием отдельных отраслей экономики, имеющих потенциал импортозамещения. По словам статс-секретаря, заместителя министра промышленности и торговли РФ Станислава Наумова, новые инвестиционные приоритеты видятся на данный момент в легкой и пищевой промышленности: «Есть шанс, что эти отрасли, потребляющие новое оборудование, будут стимулировать спрос на машиностроение». Стратегия развития легпрома даже подготовлена.

Однако отраслевой подход в выборе приоритетов себя изжил: практика показывает, что сегодня прорывы часто совершаются в убитых, на первый взгляд, сегментах. Кроме того, он не позволяет эффективно привлечь малый и средний бизнес. Большинство ведущих ученых, принявших участие в научно-практической конференции «Азия и Россия в условиях глобальной экономической нестабильности», прошедшей в Екатеринбурге в апреле этого года и ставшей научной площадкой РЭФ, говорили о том, что более перспективным видится проектный метод (см. «Кризис оптимизма» [1], «Э-У» № 17 от 11.05.09). Конечно, когда не решены многие текущие задачи и нет соответствующих институтов, создавать новые масштабные проекты в рамках федерации сложно. Нам в этой ситуации близка позиция Андрея Шаронова, который предлагает формировать небольшие точки роста, которые позволяли бы пошагово оживлять экономическую активность. С наибольшей долей вероятности такой эффект могут дать региональные инфраструктурные проекты:

— Они исключительно или в значительной степени должны базироваться на участии отечественных производителей, что будет порождать длинные цепочки спроса в машиностроении и производстве строительных материалов, вовлекать малый бизнес. Это даст шанс хотя бы сохранить рабочие места. Такова одна из идей, которой в условиях кризиса пользовались многие страны.

Вариант более предпочтителен еще и потому, что практически не имеет рисков неправильной расстановки приоритетов: дороги, в отличие от сталелитейных комбинатов, нужны будут при любой траектории развития экономики. При этом важно, что все подобные проекты находятся в компетенции региональных властей, считает управляющий партнер юридической фирмы  «Вегас-лекс» Альберт  Еганян:

— Создание социальной комфортной среды для жителей региона в той или иной степени относится к сфере управления территориальной администрации. Кроме того, это выгодные проекты. Утилизация твердых бытовых отходов, вода, тепло, аэропорт, местные дороги, транспорт — эти сферы бизнеса уже генерируют большой денежный поток.

Искусство лобби

Если положить в основу сценарий постепенной реанимации, возникает вопрос: где брать средства для запуска проектов? Парадокс нынешней ситуации в том, что в российской экономике есть не только проблемы, но и деньги. Источник первый — население: его сбережения нужно трансформировать в инвестиции. Однако банки из-за кризиса системы риск-менеджмента сегодня не способны взять на себя роль этого трансформатора. Второй источник — государство. «У нас сегодня сложилась интересная ситуация. Мы имеем проблемы региональные, а возможности федеральные, — считает первый заместитель председателя правительства Свердловской области, министр экономики и труда Михаил Максимов. — Возможности на уровне федерации мы вместе аккумулировали последние пять лет и глупо сейчас не потратить их на решение долгосрочных задач».

Если деньги есть у власти, то перед регионами стоит простая по форме и сложная по реализации задача — убедить центр транслировать их в регионы. «Просите», — дает банальный совет замминистра регионального развития РФ Роман Панов

— Задача региональных властей — максимально активная работа с федеральным центром в части многочисленных программ федерального финансирования.

И нужно в этих программах участвовать. Это десятки миллиардов рублей на содействие занятости населения, сотни миллиардов рублей на реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Артур Еганян считает, что надо лишь грамотно подойти к вопросам лоббирования интересов регионального бизнеса. На федеральном уровне есть желание ввести новые инструменты, но нет понимания, как они могут быть реализованы промышленными предприятиями в регионах:

— И вот в этот момент, как мне представляется, рождается шанс на взаимодействие между региональным бизнесом, администрациями и федеральными властями. Региональная администрация в состоянии осуществлять представительские функции в федеральном центре по отношению
к тому бизнесу, который расположен на ее территории. Качественное представительство может породить значительное количество экспериментов, снабженных деньгами.

По мнению Валерия Фадеева, параллельно с этим региональной власти стоит и самой начинать привлечение средств частных инвесторов: «Это можно сделать через выпуск региональных целевых облигаций под гарантии федеральных властей». Если к этому присовокупить еще и механизмы стимулирования инвестиций, то эффективность инфраструктурных проектов может быть достаточно высока. К примеру, Андрей Козицын считает, что совершенно неоправданно из практики выведен такой инструмент, как налоговые каникулы:  

— Применение этого механизма традиционно рассматривается как выпадение бюджетных доходов, с чем я категорически не согласен. При предоставлении налоговых каникул по всем налогам, кроме НДС, НДФЛ и ЕСН, сроки окупаемости усредненного промышленного проекта сокращаются на 30%, что, как правило, делает проект привлекательным. Это позволяет создать новые рабочие места, поднять внутренний спрос на сырье, снизить зависимость от экспорта. Таким образом, применение механизма налоговых каникул ведет не к уменьшению, а к увеличению поступления налогов в бюджет. Специально подчеркну: каникулы — это не льгота, не подарок и не одолжение предпринимателю. Это нормальное широко распространенное в мире и хорошо зарекомендовавшее себя институциональное решение проблемы создания рабочих мест и новых дополнительных источников налоговых поступлений для вновь создаваемого бизнеса.

Дайте лопату 

На уровне федерации понимание того, что инфраструктурные проекты в регионах надо развивать, созрело. Однако далеко не все чиновники считают, что делать это следует за счет бюджета. Директор центра частно-государственного партнерства Внешэкономбанка Александр Баженов говорит, что в новой ситуации роль регионов должна заключаться не в том, чтобы ходить с протянутой рукой, а в том, чтобы планировать долгосрочное развитие: «На протяжении последних трех лет мы пытались закидать проблему развития инфраструктуры бюджетными деньгами. Сейчас ее невозможно решить без государственно-частного партнерства. В этой связи для нас совершенно очевидно, что само определение «государственно-частное партнерство» должно меняться. Мы уходим от понимания ГЧП как складчины, в рамках которой возникает объект для привлечения бюджетных инвестиций. Мы приходим к тому, что государство выступает в роли организатора проекта для того, чтобы привлечь как раз внебюджетные инвестиции».

Однако выступать в роли такого организатора не дает отсутствие достаточных полномочий.

 — Мы можем провозглашать любые стратегии, но у нас, к сожалению, нет лопаты, которой можно копать инвестиционный канал, — сокрушается Михаил Максимов. — Чтобы реализовывать проекты, надо по большому счету добиваться того, чтобы бизнес на стадии старт-ап работал только в той части, где он и должен работать — маркетинг, персонал и так далее.
А сейчас все проекты перегружены, потому что на бизнесе лежит еще и необходимость принятия на себя административных рисков, прежде всего на стадии выделения земельных участков. Региональная власть должна разделять с бизнесом ответственность именно за эти риски, а для этого ей нужны полномочия и ресурсы.

И полномочия, и ресурсы предоставить регионам нужно. На условиях равной конкуренции. Это позволит не просто построить мосты и дороги, но и даст шанс региональному менеджменту проявить себя. И вот на этой практической базе уже можно постепенно начинать формировать новые стратегии и программы.


Related services

Related areas

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement