20 July 2009 |
Тотальной перлюстрации не будет
Приказ о просмотре писем уполномоченными органами, который вступает в силу с 21 июля, сегодня вызвал бурю протеста в СМИ. При ближайшем рассмотрении оказалось, что он не противоречит Конституции и носит скорее процедурный характер.
С 21 июля в силу вступает приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 19 мая 2009 года № 65 «Об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий». В приказе изложены «требования к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий».
Второй пункт этих требований сразу вызвал в СМИ бурю возмущения, так как для человека незнакомого с юриспруденцией может показаться, что его почтовые отправления и личную информацию теперь могут получить «уполномоченные органы» или силовые структуры. Вот как он звучит:
2. Сети почтовой связи, в том числе при их развитии и расширении, а также средства почтовой связи оператора почтовой связи обеспечивают возможность передачи уполномоченному органу:
а) информации об оказанных услугах почтовой связи;
б) информации о пользователях (отправителях и адресатах) услугами почтовой связи;
в) почтовых отправлений.
Многие правозащитники уже успели критически высказаться по этому поводу, ссылаясь на 23−ю статью Конституции. Эта статья основного закона дает гражданину РФ «право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Вторая часть статьи дает «право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» и предусматривает его ограничение только на основании судебного решения. По мнению некоторых борцов за справедливость, именно часть вторая статьи 23 нарушена, и теперь судебного решения не требуется для получения персональных данных и просмотра содержимого почтового отправления.
Откуда взялись такие выводы – не совсем ясно. Как пояснил «Эксперту Online» старший юрист практики «Арбитраж. Конфликты. Судебные споры» юридической фирмы «Вегас-Лекс» Константин Астафьев: «В приказе написано „уполномоченные органы”, что означает, что эти структуры имеют право на проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности и имеют все необходимые документы (судебные решения, санкции прокурора) для их проведения». Другими словами, никакие силовые структуры без решения суда вскрывать никакие посылки не будут, да и других дел у них достаточно».
На самом деле требования приказа №65 более обширные и распространяются и на электронные средства работы почты и базы данных, возможность доступа к которым тоже должна быть обеспечена для «уполномоченных органов». Тем не менее все должно происходить в рамках того же федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Вторым поводом для беспокойства стало приложение об оборудовании в почтовых отделениях специальных помещений, которые должны предоставляться «уполномоченным органам» для работы с почтовыми отправлениями и размещения оборудования. Торопливые сотрудники СМИ уже окрестили эти комнаты «черными кабинетами» по аналогии с помещениями для перлюстрации, появившимися в России при Екатерине II. На самом деле это обычные рабочие места для сотрудников силовых ведомств, проводящих оперативно-розыскные мероприятия, оборудованные соответствующей аппаратурой.
Приказ №65 просто регламентирует порядок взаимодействия между почтовыми отделениями и силовыми структурами во время оперативно-розыскных мероприятий и не ограничивает ничьих прав. А паника в СМИ вызвана, скорее всего, недостатком новостных поводов в период летних отпусков.
|