20 July 2009 |
Взяток не брать, но докладывать
Отныне российские чиновники обязаны уведомлять прокуратуру о том, что им предлагали взятку, а также исключить из публичных выступлений упоминание иностранных валют. Поступать таким образом им велит указ Дмитрия Медведева (на фото — с помощником президента Аркадием Дворковичем) о новых принципах поведения госслужащих, опубликованный в четверг на президентском сайте (kremlin.ru).
Указ Медведева вносит изменения в подписанный 12 августа 2002 года тогдашним президентом Владимиром Путиным указ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". По словам председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, документ готовился несколько месяцев.
Важных изменений два.
В обновленных "Принципах", в частности, говорится, что госслужащий обязан "уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие госорганы" обо всех случаях, когда его склоняют к совершению коррупционных правонарушений.
Что будет тем, кто не уведомит?
"Если чиновник не сообщит в "компетентные органы", что ему предлагали взятку, это нарушение трудовой дисциплины, — объясняет директор аналитического департамента юридической фирмы " Вегас-Лекс " Максим Черниговский. — Наказание за него — строгий выговор, а за систематическое нарушение — увольнение, не более того". Если же прописать в законе о госслужбе, что неуведомление о предложенной взятке влечет за собой освобождение от госслужбы, а еще лучше — закрепить в Кодексе об административных правонарушениях, что это является административным правонарушением с последующей профессиональной дисквалификацией на три года, тогда мера по-настоящему будет работать, полагает юрист.
Помимо уведомлений о склонении к мздоимству госслужащие теперь обязаны воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения стоимости в иностранной валюте на территории России товаров, работ, услуг и других объектов гражданских прав. Нельзя отныне пересчитывать в условных единицах суммы сделок между резидентами РФ и показатели бюджетов всех уровней, а также размеры государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга. Упоминать валютные расценки государевым людям отныне разрешается только для "точной передачи сведений", или если они предусмотрены законодательством РФ, международными договорами или "обычаями делового оборота".
"Когда в сознание обыкновенному человеку с высоких трибун вдалбливаются названия иностранных валют вместо отечественной, у него возникает вопрос, какая денежная единица более стабильна, — защищает позицию президента председатель комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. — Вместо того чтобы вызвать доверие к собственной валюте, мы создаем доверие к валютам других стран".
Тема "валютного табу" для чиновников не нова. Она обсуждалась в российском законодательстве еще в 2006 году, а в марте 2007 года была закреплена Владимиром Путиным в такого же рода "изменениях правил поведения госслужащих" . Если не считать мелких нюансов в формулировках, норма по сути не изменилась. Новым документом президент Дмитрий Медведев просто решил усилить внимание к этой проблеме, полагает Анатолий Лысков.
|