3 August 2009 |
Транспортный кодекс для всех // Минтранс приступает к разработке предусмотренного Транспортной стратегией России до 2030 года единого Транспортного кодексаSource Gudok
Который должен объединить и унифицировать нормативные акты, определяющие условия деятельности всех видов транспорта.
– Какая необходимость в разработке единого транспортного законодательства?
Но проблема в том, что большинство перевозок осуществляется интермодально. Из-за того, что различные транспортные кодексы и уставы зачастую не стыкуются друг с другом, при перегрузке, перевалке груза или пересадках пассажира на различные виды транспорта возникают логистические нестыковки. Приходится переоформлять товарно-транспортную документацию, заново проходить определённые административные процедуры.
Например, если мы принимаем транзитный груз в российском порту, перегружаем на железнодорожный транспорт и снова вывозим из страны, то таможенный и пограничный контроль надо проходить дважды. Эти нестыковки или, как говорят юристы, правовые коллизии лишают Россию конкурентных преимуществ в транзитных перевозках и, конечно, мешают бизнесу.
Поэтому развитие интермодальных перевозок невозможно без унификации основных норм транспортного права. Одним из вариантов унификации и является принятие Транспортного кодекса как единого законодательного акта для всех видов транспорта.
– Если проблема упирается в нестыковку различных видов транспорта, то не проще ли принять закон о комбинированных перевозках, разработки которого уже ведутся?
– На рассмотрении Госдумы находится закон о транзите, который некоторые проблемы закрывает, но только небольшую их часть. А было бы неплохо провести ревизию всего транспортного законодательства и пересмотреть устаревшие нормы.
– Насколько я понимаю, вам предоставили возможность оценить перспективы создания единого транспортного кодекса?
– Да, по результатам конкурса Минтранса России юридическая фирма «Вегас-Лекс» заключила госконтракт, в соответствии с которым мы должны представить свои оценки влияния кодификации на развитие транспортной отрасли, дать предложения по общей структуре и содержанию кодекса, оценить примерные сроки разработки документа.
Мы опрашиваем ведущих экспертов, отраслевые компании, в том числе и ОАО «РЖД», а также наиболее активных импортёров и экспортёров грузов. С их помощью мы должны оценить наиболее насущные вопросы транспортной отрасли, требующие законодательного урегулирования.
– Возможен ли такой вариант, что это будет просто большой сборник различных законов?
– Неизбежно получится документ, где будет так называемая Общая часть, содержащая единые правила для всех отраслей транспорта, и специальные разделы (Особенная часть), в которых будут рассмотрены особенности регулирования каждого вида транспорта.
Естественно, что мы будем опираться на действующее законодательство, и наверняка большая часть его положений перейдёт в специальные разделы. Однако сделать просто сборник транспортных кодексов и уставов не получится. Так или иначе, придётся устранять разночтения, правовые пробелы, отказываться от устаревших норм.
– А в каких ещё странах есть единые транспортные кодексы?
– Америка, Канада и Великобритания – это страны англосаксонской системы права, в которой нет кодификации, как мы её понимаем, потому что там взаимоотношения складываются на основе практики и судебных прецедентов. В них принято периодически издавать сборники законодательных и правоприменительных актов, включая судебные прецеденты, по отдельным отраслям права.
Такой вид кодификации позволяет плавно развивать общественное правосознание, постепенно, в ногу со временем, с изменением общественных отношений, корректируя правовые нормы. Впрочем, транспортные кодексы у них тоже есть, например в штате Техас. Но если его почитать, то окажется, что это просто правила дорожного движения.
Если же посмотреть на континентальную Европу, то там процесс сближения транспортного законодательства идёт давно, но к единому транспортному кодексу пока так и не привёл.
В некоторых европейских странах транспортное право включено в гражданские кодексы, а вопросы административного права в сфере транспорта регулируются отдельными законодательными актами и международными конвенциями.
Впрочем, по сравнению с другими видами гражданских правоотношений у правоотношений в сфере транспорта есть существенное отличие – это не отношения двух частных лиц, а фактически публичные отношения. Иногда в силу естественной монополии транспортного предприятия, а чаще в силу публично-правового характера договора перевозки.
Кроме того, вопросы создания и эксплуатации транспортной инфраструктуры – это всегда сфера общественных интересов, а не интересов отдельных инвесторов, поскольку пользователями таких объектов являются практически все, и от того, насколько они доступны, безопасны, эффективны, зависит экономика и общественная жизнь всего региона или даже целой страны.
В России ситуация уникальная. Страны, где преобладает континентальное право, относительно небольшие либо относятся к развивающимся. Для небольших европейских государств проблема интермодальности и гармонизации законодательства не стоит так остро. Если страна расположена в центре Европы, то её перевозки будут осуществляться автомобильным и железнодорожным транспортом. Если она у моря, то в основном перевозки производятся, конечно, морским транспортом.
Россия в силу своего географического положения как мост из Европы в Азию крайне нуждается в том, чтобы сделать управление транспортными потоками максимально эффективным. А без развития законодательства в этой сфере ничего осуществить невозможно.
|