Analytics Publications

3
August
2009

Несмертельное банкротство

Source Gazeta.ru


Сollective of authors, VEGAS LEX

Российское законодательство о банкротстве будет смягчено, чтобы не допустить массового закрытия предприятий, сообщил помощник президента Аркадий Дворкович в интервью газете Financial Times. Нужна четкая процедура досудебного урегулирования конфликта с участием кредиторов и акционеров компании, полагают эксперты.

Из 100 российских компаний, прошедших процедуру банкротства, выживают и продолжают функционировать лишь 10, посетовал помощник российского президента Аркадий Дворкович. Такое положение дел правительство не устраивает, поэтому действующее законодательство о банкротстве будет реформировано. К концу года соответствующие поправки правительство представит в Госдуму.

«Акцент будет сделан на эффективность процедур финансовой реабилитации, которые сейчас практически не используются», – приводит газета слова Дворковича. Тем самым, по мнению Financial Times,

правительство реагирует на рост долгового бремени российских компаний, которым в будущем году предстоит выплатить местным и иностранным банкам около $130 млрд.

Уровень невозвращенных кредитов в стране растет. Маловероятно, что плохие долги достигнут 30% кредитного портфеля, полагает Дворкович, но вполне могут составить 10–15%.

Тем не менее власти рассчитывают на стабилизацию экономики уже в 2010 году. А потому банкам будет предложено вести себя осмотрительнее. «Разумно продолжать работать с компаниями и реструктурировать долги, а не ставить их в еще более сложную ситуацию», – подчеркнул Дворкович. «Учитывая, что восстановление должно начаться в 2010 году, данный подход вполне разумен», – резюмировал он.

В прошлом месяце Минэкономразвития уже подготовило и направило на согласование в ведомства поправки в действующий с 2002 года закон «О банкротстве», направленные на совершенствование процедур по восстановлению платежеспособности должника. В закон предлагается ввести норму о том, что банк не будет взыскивать задолженность с компании на срок до 120 дней с возможностью пролонгации этой нормы еще на 90 дней.

Такое послабление предоставят компаниям, которые «испытывают временные трудности, но не потеряли платежеспособность в среднесрочном и долгосрочном периодах». В обмен «заемщик обязуется принимать мер против интересов кредиторов».

Сразу два способа реанимации проблемных компаний предложил и комитет Госдумы по собственности – кредит или выкуп в собственность региональных властей. Кредиты предлагается предоставлять по ставкам «несколько ниже рыночных», а взамен брать в залог «пакет акций либо имущественный комплекс организации исходя из размера предоставленного кредита». Срок действия нового порядка предлагается ввести на три года, то есть на прогнозируемый период кризисных явлений в мировой и российской экономике.

В Госдуме идеи президентского помощника, естественно, одобряют.

«Те компании, которые неэффективно управляли собственностью, можно ликвидировать, а тем, кто испытывает временные трудности, необходима реабилитация», – поясняет член комитета по собственности Евгений Богомольный.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты также полагают, что действующее законодательство о банкротстве необходимо реформировать. По мнению аналитика ИК «Финам» Юлии Голышевой, в России банкротство традиционно отождествляется с ликвидацией предприятия, в то время как в большинстве развитых стран указанная процедура призвана обеспечить финансовое оздоровление бизнеса. В докризисное время, когда количество банкротств и уровень безработицы были на минимальном уровне на фоне благоприятной макроэкономической конъюнктуры, правительство не было заинтересовано в изменении законодательства о банкротстве, но в условиях спада экономики реформа назрела. Основной мерой послабления для потенциальных банкротов эксперты называют отсрочку по платежам.

Без поддержки государства финансовая реабилитация банкротов будет неэффективной, добавляет директор по правовым вопросам ООО «Юридическая фирма «Частное право» Наталья Мертвищева. «Действующее законодательство о банкротстве содержит нормы относительно финансового оздоровления организаций-должников, однако на практике должники не спешат ими воспользоваться. Представляется, что для предприятий, оказавшихся в затруднительной финансовой ситуации, необходимо разработать комплекс дополнительных мер, позволяющих при поддержке государства справиться с такого рода положением», – говорит эксперт.

«В процедуру банкротства необходимо заложить механизм, не позволяющий кредиторам растащить активы компании-банкрота», – полагает Виктор Юзефович, юрист практики «Арбитраж. Конфликты. Судебные споры» юридической фирмы «Вегас-Лекс». По его мнению, нужна более четкая процедура досудебного урегулирования конфликта по взиманию долга с участием кредиторов и акционеров компании.

Но есть и аргументы против послаблений для заемщиков. Действующее законодательство о банкротстве достаточно сбалансировано и примерно в равной степени отражает интересы и кредитора, и должника, считает руководитель корпоративной практики компании «ФБК-право» Александр Ермоленко. «Если сейчас дать послабления заемщику, то тем самым мы как бы скажем банкам: кредитов больше не выдавайте, все равно их не вернете», – считает Ермоленко.


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement