25 March 2010 |
Русские инсайдеры пошли копать картошкуРоссийские банкиры заработали $1 млн на инсайдерской информации из UBS. В своих «шифровках» предприимчивые россияне называли акции «картошкой». Теперь им грозит до 65 лет тюрьмы.
ФБР в среду арестовало двух россиян по обвинению в инсайдерской торговле. Один из арестованных - руководитель подразделения инвестиционного банкинга швейцарского UBS AG Игорь Потероба - был обвинен в передаче инсайдерской информации двум своим друзьям и получении около $1 млн в результате подобных операций, сообщает Bloomberg. Все трое сообщников являются гражданами России. «UBS в курсе этой ситуации. Мы сотрудничаем с властями США», - заявили «Газете.Ru» в головном офисе банка в Швейцарии.
Инсайдеры в Англии
Сотрудники Deutsche Bank, Exane и хедж-фонда Moore Capital Management оказались под следствием по делу об одном из крупнейших скандалов, связанных с инсайдерской торговлей, сообщает Business Week.
Только в Moore Capital вчера были арестованы шесть сотрудников. Пока в Управлении по финансовым услугам Англии (FSA) не раскрывают имена арестованных и даже детали дела. Тем не менее в Moore Capital, хедж-фонде, под управлением которого находятся активы объемом более $15 млрд, подтвердили, что вчера в офисе компании проводился обыск. Deutsche Bank также подтвердил, что один из сотрудников попал под следствие.
«У нас есть основания считать, что профессионалы из Сити передавали инсайдерскую информацию трейдерам - лично или через посредников - и они, в свою очередь, делали ставки на основании этой информации и получили от этого значительную прибыль», - говорится в заявлении FSA.
Регулятор начал расследование после волны критики за то, что управление не предпринимает достаточных усилий по борьбе с этим видом преступлений. В итоге ранее в этом месяце управление уже выиграло судебный иск против одного бывшего трейдера, а на прошлой неделе начало расследование против бывшего банкира. В расследовании нынешнего дела задействовано более 140 человек: сегодня утром они выехали на очередную серию рейдов и обысков по офисам компаний. По данным регулятора, данное расследование может стать самым известным среди дел об инсайдерской торговле.
В четверг Потероба предстанет перед судом в Нью-Йорке. Первичное слушание по делу другого обвиняемого, Алексея Коваля, прошло в Чикаго в среду. Третий подозреваемый, Александр Воробьев, вероятно, скрывается от американских властей в России. По данным SEC, Потеробе и Ковалю по 36 лет, Воробьеву 34 года. Все трое учились вместе в университете Нью-Хейвена (штат Коннектикут). Кроме того, комиссия отмечает, что какое-то время троица даже жила вместе.
Прокуратура Нью-Йорка предъявила задержанным уголовные обвинения, по которым им грозит до 65 лет тюремного заключения.
Американцы считают, что Потероба, работая в UBS, передал Ковалю информацию об 11 сделках M&A в фармсекторе, по которым банк выступал консультантом. Коваль же, в свою очередь, передавал информацию Воробьеву, который проводил операции с ценными бумагами перед объявлением как минимум о четырех сделках. Прокуратура располагает сведениями о шести сделках, на которых Коваль и Потероба заработали $870 000. Все преступления совершались в 2005-2009 гг .Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) предъявила им обвинения в административных правонарушениях.
Предприимчивые россияне общались друг с другом с помощью зашифрованных сообщений.
Для передачи информации о сделках Ковалю Потероба называл деньги и ценные бумаги «бонусными милями» и «картошкой».
В июле 2005 года Потероба сообщил ценную информацию о предстоящем приобретении компании Guilford Pharmaceuticals Inc. концерном MGI Pharma. Он отправил Ковалю письмо, в котором говорилось якобы о предстоящей поездке в Бостон. На самом деле Потероба сообщал, что хотел бы, чтобы Коваль пустил полученные им ранее деньги на покупку акций Guilford Pharmaceuticals Inc. «Сообщи мне, сколько у тебя набралось бонусных миль и сколько ты планируешь набрать в пятницу. Завтра буду в Бостоне», - пишет Потероба. «Как я уже говорил, я только что записался на эту программу. Я получил пять тысяч бонусных миль, но думаю, что если буду часто летать, то выйдет дополнительно от трех до пяти тысяч», - отвечает на письмо Коваль. Акции Guilford Pharmaceuticals Inc., которые они приобрели на сумму $5 тысяч, после объявления о сделке подскочили на 41%. Через день сообщники продали резко взлетевшие акции.
В другом письме Ковалю Потероба писал: «Дай знать, если ты закончил с недавними договоренностями об урожае и сколько килограмм смогут получить мои родители. Они сейчас в Турции, но им может потребоваться часть, когда они вернутся». В ответ Коваль написал: «Я насчитал 6,8 килограмм на квадратный ярд. <...> Конечно, часть картошки нужно оставить на следующий год». В SEC считают, что речь идет о списании средств с брокерского счета. «Они думали, что использование кодовых слов - хорошая идея. Но за этими словами скрывалось не что иное, как «мы нарушаем закон», - цитирует Financial Times представителя SEC Роберта Худзами. К игре на инсайде мошенник привлекли своих вторых половин - часть биржевых операций совершались через жен Воробьева и Коваля.
Если бы приятели решили таким же образом заработать деньги в России, их бы вряд ли привлекли к суду.
«У нас в стране были пока только единичные случаи отзыва лицензии юридических лиц - брокерских компаний из-за использования инсайдерской информации. Случаев привлечения к уголовной ответственности физлиц не было», - говорит старший юрист практики по разрешению судебных споров юридической фирмы «Вегас-Лекс» Виктор Юзефович. Незаконное манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, если преступник извлек доход в крупном размере, в теории грозит ему сроком от 2 до 6 лет лишения свободы, отмечает управляющий партнер «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов.
Однако в России подобные правонарушения труднодоказуемы. ФСФР в отличие от SEC не слишком пристально следит за подобными махинациями, у нас нет практики привлечения к ответственности за инсайдерские «сливы», да и отношение правоохранительных органов из-за отсутствия опыта может оказаться для нарушителей непредсказуемым. И, хотя в России скоро начнет действовать закон об инсайде, который будет устанавливать более жесткую ответственность за использование инсайдерской информации, на практике, похоже, это мало что изменит, считают эксперты. |