Analytics Publications

14
April
2010

Ловля монополистов не улучшает конкуренцию

Source Gazeta.ru


Alexander Sitnikov, Managing partner

Третий антимонопольный пакет, по версии ФАС, выглядит либеральным. Однако бизнес считает, что это не последние поправки: до сих пор нет четких формулировок, из-за чего закон о конкуренции превращается в контроль за ценами. Достаточно ухудшения экономической ситуации, чтобы вновь ужесточить закон, уверены бизнесмены.

«Третий антимонопольный пакет - это пакет либерализации, а не ужесточения», - заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на Неделе российского бизнеса, проходящей под эгидой РСПП. Так, новые поправки исключают уголовное наказание за согласованные действия

и переводят их в сферу административной ответственности. ФАС также уточнил, что картельных сговоров внутри одной группы лиц не может быть, а значит, ответственность за такие нарушения не должна быть уголовной. Кроме того, по словам Артемьева, оборотные штрафы (от 1% до 15%) будут заменены на фиксированные для тех отраслей, где оборот большой, но рентабельность минимальная. Также увеличивается порог значений стоимости активов для предварительного соглашения сделок с 3 млрд до 7 млрд рублей, а выручки - с 6 млрд до 10 млрд рублей.

Срок обжалования решений ФАС по-прежнему остается 3 месяца, несмотря на то что изначально планировалось сократить его до одного. «У юриста должно быть время, чтобы все изучить и грамотно составить документ», - пояснил Артемьев. Изменения произошли и в самом ведомстве. «Мы провели самоадминистративную реформу.

Раньше у нас была палочная отчетность. Она ликвидирована, вместо нее - система качества оценок, которая направлена на борьбу с картелями, а не на рост числа дел», - порадовал бизнесменов глава ФАС.

Третий антимонопольный пакет, включающий 50 поправок, уже получил одобрение первого вице-премьера Игоря Шувалова, подчеркнул Артемьев. Сейчас антимонопольщики обсуждают поправки с Минэкономразвития. Впрочем, последнее выступает за либерализацию. «С таким подходом - мол, «все плохо, потому что много монополистов, их надо ловить и наказывать» - не получится улучшить конкуренцию. Это означает только зафиксировать ситуацию и напугать бизнесменов», - подчеркнул глава департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Минэкономразвития Александр Пироженко. По его словам, в России и так всего 1,1% предпринимателей от трудоспособного населения, тогда как в США - 8,3%, в Финляндии - 9,2%, в Бразилии - 14,6%.

Как раз «напугал» бизнесменов второй антимонопольный пакет, вступивший в силу летом прошлого года. Так, установление монопольно высоких или низких цен, согласованные действия или злоупотребление доминирующим положение могли обернуться для бизнеса шестью годами лишения свободы.

Впрочем, желание ФАС декриминализировать закон может пойти вразлад с практикой МВД и Следственного комитета. «Пока арбитражные суды не подтвердят факт нарушения закона, мы не будем передавать дела в правоохранительные органы, чтоб человек все это время не сидел», - пообещал Артемьев, признав при этом, что если следователи захотят возбудить дело без ФАС, то служба ничего сделать не сможет. «Мы только просим их не делать», - добавил глава ФАС. По словам бизнеса, похожая проблема есть и у налоговиков, а значит, это уже системная проблема.

Но этим не ограничиваются опасения бизнесменов.

«Сколько будет еще таких пакетов? У нас антитраст превращается в историю про контроль за ценами, а не за конкуренцией», - подчеркнула член правления «Газпром нефти» Елена Илюхина. «Причем это будет контроль в ручном режиме», - добавил управляющий директор, партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александр Ситников. По его словам, бизнес боится так называемого маятника: «например, из-за ухудшения экономической ситуации он вновь качнется в сторону ужесточения».

Закон не дает четких ориентиров для бизнеса, уверяют предприниматели. Так, несмотря на освобождение от уголовного наказания, новые поправки не дают четкого объяснения, что такое согласованные действия. По словам главы «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, в нынешней формулировке штраф могут получить даже те компании, которые действуют по рыночным механизмам: «Например, параллельные действия, обусловленные внешними факторами. Так, повышение мировых цен на нефть можно отнести к этому разряду. Или, например, когда игрок, занимающий доминирующее положение на рынке, поднимает ставки, а остальные вынуждены за ним подтягиваться. Все мы знаем, что ориентиром в банковском секторе служит Сбербанк». Еще одним серьезным основанием для санкций по согласованным действиям является соглашение крупного игрока с маргинальным, доля которого на рынке мала. Впрочем, последнее ФАС пообещал исправить: «Мелкие компании, доля которые меньше 5%, не будем учитывать. Мы хотим, чтобы параллелизм не наказывался», - уточнил Артемьев.

Вопросы у бизнеса вызывают и двойные стандарты ФАС. «Производители сельхозпродукции договорились о минимальных отпускных ценах на молоко. Мы спрашивали ФАС - они считают, что все в порядке. Но, стоит только поменять производителей на ритейлеров, сколько возмущения было бы», - привел пример глава X5 Retail Group Лев Хасис.

«У нас нет четких правил игры, многое зависит от субъективизма правоприменителя», - согласилась Илюхина.

Кроме того, в тени от ФАС остается и деятельность региональных властей, лоббирующих местные торговые сети или производителей, что ограничивает конкуренцию. «Законодательно все хорошо, а практика другая. Попробуй не выполнить предписания властей - и к тебе придут инспекции», - объяснил Хасис.

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement