Analytics Publications

19
March
2012

Закончилась выставка MIPIM-2012. Что отметили новенького (по сравнению с прошлым-позапрошлым годом)?

Source Weekly information and analytical newspaper "Real Estate and Construction of St. Petersburg"


Igor Chumachenko, Partner, Head of Real Estate, Land & Construction practice

Закончилась выставка MIPIM-2012. Что отметили новенького (по сравнению с прошлым-позапрошлым годом)? Как выступили наши (на депрессивном европейском фоне)? Насколько креативным и убедительным был петербургский стенд по сравнению с другими? В чем главный смысл таких тусовок? Поедете ли на следующий год?

Александр ПЕРМИНОВ,
генеральный директор ООО «Паритет Групп»:

– Честно говоря, я не заметил существенных отличий от прошлогоднего MIPIMa, да и «европейской депрессивности» не почувствовал. Стенд Петербурга на фоне других выглядел неплохо, но экспозиция должна быть более эффектной. Нужен нетривиальный подход к оформлению. Так, огромный интерес проявляли к интересно оформленному стенду «Сколково», и часто доводилось слышать: «А вы видели «Сколково»? Обязательно посмотрите!»

Александр БРАВЕРМАН,
генеральный директор Фонда РЖС:

– Основная цель нашего участия в выставке MIPIM — привлечение инвестиций в российскую экономику и предоставление потенциальным инвесторам достоверной информации о возможностях реализации проектов на участках фонда. На выставке интерес к деятельности фонда проявили более 250 компаний, прошли встречи с представителями Европейского банка реконструкции и развития, International Finance Corporation, Metro Properties, PwC, Baker McKenzie, NCC, IMG, SRV, Ernst & Young и др. На них обсуждались перспективы сотрудничества, меры поддержки застройщиков, реализующих проекты на земле фонда в разных субъектах РФ.

Александр ОЛЬХОВСКИЙ,
вице-президент, управляющий директор банка ВТБ:

– В прошлом году я не был. Если сравнивать с позапрошлым, то нынешняя выставка отличается бОльшим оптимизмом участников американского рынка и бОльшим пессимизмом европейцев. Хотя оба рынка находятся не в самом лучшем состоянии.

Стенд Петербурга, как всегда, отличался сильной деловой программой. Была интересная дискуссия по историческому центру, по вопросам стратегического развития, планировочной структуры. Выставка дает широчайшие возможности как для квалифицированного обсуждения вопросов, так и для поиска проектов и/или партнеров, для сравнительного анализа ситуации в разных странах. Так что на следующий год я поеду.

Алексей ШАСКОЛЬСКИЙ,
заместитель руководителя департамента оценки ИПП:

– Не будучи завсегдатаем сей тусовки, отмечу всем известные достоинства: ласковое «лазурное» солнце на Английском променаде в Ницце, дивные устрицы, обладающие инвестиционной притягательностью (ибо именно они собирают инвесторов со всего мира), и единственная в году возможность вволю пообщаться с друзьями, сделавшими имя в недвижимости. Кстати, с самого начала наших поездок на MIPIM значительная часть российской делегации летела в Канны для общения с отечественными начальниками. Традиция, в общем, сохранилась.

Отметим и перемены. С наибольшим размахом наши гульнули в Каннах аккурат перед кризисом; такое уже вряд ли повторим. В скромности российскую экспозицию и сейчас не упрекнешь: павильон Краснодарского края поражал размерами и пустотой, соседний павильон Лондона внушал уважение дерзновенной архитектурой и проектами масштабного редевелопмента.

На «круглый стол» о развитии Москвы набился полный зал, но более пяти минут там находиться было бессмысленно, не за пустопорожними банальностями я туда приехал. «Круглые столы» на стенде Петербурга были немногочисленны и протокольны. Не перестаешь удивляться, что наши до сих пор не понимают, какой проект следует везти в Канны, а какому там совсем не место.

Артур МАРКАРЯН,
генеральный директор «СПб Реновация»:

– На MIPIM ездил, но на саму выставку не заходил. Так что стенды оценить не могу. Для меня это, скорее, место для деловых контактов. Я много общался с коллегами, в основном с западными архитекторами. И мы достигли некоторых договоренностей.

Ирина АНИСИМОВА,
руководитель проекта «Невская Ратуша»:

– Новых лиц, интересующихся Россией, особенно из числа крупных инвесторов, на выставке не появилось. Сам форум был, конечно, намного представительнее, чем в 2009–2010 годах, что говорит о постепенном подъеме рынка недвижимости.

Петербургский стенд был лаконичен и скромен, но его организаторы провели много небольших конференций и дискуссий, что привлекало посетителей. В следующий раз мы также планируем участие со своим комплексом «Невская Ратуша».

Юрий БАКЕЙ,
главный градостроитель СПбГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генплана»:

– На стенде Петербурга мы представляли нашу 3D-модель города. Знакомство с опытом других городов показало, что мы абсолютно ему адекватны. И даже более чем. В частности, нам очень понравилась 3D-модель Лиона. Но у нас это инструмент для принятия решения, а у них, скорее, для демонстрации, для раскрутки туристического потенциала.

Олег ПАШИН,
генеральный директор ЦРП «Петербургская Недвижимость»:

– Очень понравился стенд Краснодара: он был эффектным и ярким. Петербургский стенд выглядел скромнее, однако и «заточен» он больше на переговорную и дискуссионную функции. В целом же на выставке было много крупных проектов редевелопмента территорий. Это становится серьезным трендом не только в России, но и в Европе.

Владимир АЛЬЕВ,
заместитель генерального директора компании «Эдванс»:

– Заметно, что оптимизма у девелоперов поубавилось. В рамках MIPIM оказалось не так много новых проектов, зато появилась конкретика по старым. Стало меньше пафоса и креатива, зато больше делового общения. Я провел время с пользой и в следующем году тоже собираюсь в Канны.

Вера СЕЦКАЯ,
президент компании GVA Sawyer (Москва):

– Наши выступили очень неплохо. Стенд Северной столицы меня потряс: изумительный дизайн, стилистика, все сделано по-европейски, с большим вкусом. Он сильно выделялся на фоне остальных.

К тому же россияне провели много деловых мероприятий. Например, я вела секцию по ГЧП, где выступили представители администрации Барселоны, бизнесмены из Австрии. Иностранцы делились опытом, рассказывали, как у них работает эта схема. Живо и адекватно выступили и чиновники из Смольного. Было видно, что это не свадебные генералы, а те, кто на практике решает вопросы, владеет цифрами, фактами и может общаться на нормальном деловом языке.

MIPIM дает возможность встретиться в одном месте с очень большим количеством людей. К тому же в кризисный и посткризисный периоды выставка стала более деловой, что мне особенно нравится. Меньше стало пустых тусовок, гуляний. Люди приезжают с конкретными целями и пытаются их достичь. Это полезно, мы довольны результатами. И в следующем году я обязательно поеду.

Георгий РЫКОВ,
генеральный директор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

– На следующий год обязательно поеду! Такие мероприятия необходимы независимо от состояния рынка, так как именно здесь происходит более свободное и неформальное общение, чему, безусловно, способствует атмосфера Лазурного Берега.

Игорь ЧУМАЧЕНКО,
руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство», юридическая фирма VEGAS LEX:

– Выставка традиционно произвела хорошее впечатление, прежде всего как площадка для широкого общения. Показалось, правда, что в этом году было меньше участников, а сам форум — чуть менее динамичным. В прошлом году яркими событиями стали выступления известного экономиста Нуриэля Рубини и мэра Лондона Бориса Джонсона. В этом году таких мероприятий явно не хватало.

Из обсуждаемых тем и тенденций я бы отметил прозвучавшие на «Русском завтраке» и на площадке павильона «Сколково» мнения о росте внутренних инвестиций в сферу недвижимости в России и о некотором снижении иностранных вливаний. В то же время, по данным исследований, по количеству реализуемых проектов и «простоте» инвестирования мы по-прежнему серьезно отстаем не только от Бразилии, но и от стран Восточной Европы, например от Польши. Есть о чем подумать и над чем работать…

В следующем году обязательно постараюсь участвовать.

Николай ПАШКОВ,
генеральный директор Knight Frank St.Petersburg:

– Я отметил весьма высокую активность, посетителей было много. К сожалению, на фоне стендов других европейских мегаполисов наш выглядел неубедительно, негостеприимно и малолюдно. Отчасти я объясняю это недостаточным количеством и качеством презентационных и визуальных материалов, в том числе отсутствием макетов. Не было никаких welcome-coffee или чая с закусками, а информационная программа оказалась неинтересной для зарубежных посетителей.

Для нас выставка была чрезвычайно результативной: нам удалось найти нескольких потенциальных клиентов, с которыми сейчас ведем активные переговоры. Безусловно, планируем посещать такие мероприятия и в дальнейшем.

Николай КАЗАНСКИЙ,
генеральный директор «Colliers International Санкт-Петербург»:

– Настроения, которые мы наблюдали на выставке, свидетельствовали о том, что рынок недвижимости успешно преодолел кризис. Депрессивный настрой девелоперов сменился сдержанным оптимизмом.

Российская деловая программа в этот раз оказалась очень насыщенной и насчитывала 50 мероприятий. Например, обсуждались проблемы девелопмента в историческом центре Петербурга, проблемы бюрократических барьеров в российском пространстве.

Традиционно ярко выглядел стенд представителей Краснодарского края. Кроме того, повышенный интерес инвесторов вызвал грамотно представленный проект «Сколково».

Людмила РЕВА,
директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate:

– В этом году выставка собрала больше посетителей, чем в прошлом, преимущественно за счет роста числа представителей сервисных компаний: брокеров, юристов, консультантов, маркетинговых агентств. Уменьшилось количество девелоперов. Сократилось и число представленных проектов: теперь их предлагают инвесторам тщательно проработанными, есть уверенность, что они будут реализованы.

В этом году наш партнер — BNP Paribas Real Estate — стал обладателем главной премии выставки MIPIM Awards в номинации «Лучший жилой проект». Лауреатом стал комплекс в Париже, где под одной крышей объединены дом престарелых, квартиры для обычных граждан и коммерческие помещения.

В следующем году наша компания обязательно вновь примет участие в MIPIM.

Кайл ПАТЧИНГ,
директор по развитию Maris | Part of the CBRE Affiliate Network:

– Главный смысл таких мероприятий — это, прежде всего, новые знакомства и встречи. Достаточно неформальная обстановка отлично способствует налаживанию новых деловых контактов.

На общем депрессивном фоне риски инвестирования в Россию примерно сравнялись с рисками инвестирования в Европу. В частности, по сравнению с прошлым годом заметно улучшились и укрепились позиции Петербурга.

Стенд города на выставке был, как обычно, информативным, но в следующем году хотелось бы видеть там больше новых креативных идей. Хотя стенд — это далеко не самое важное. Прекрасные специалисты и интересные люди, которые представляли город, по моему мнению, намного важнее декораций.

Юрий ГРУДИН,
генеральный директор направления «Санкт-Петербург» ГК «Пионер»:

– Петербургский стенд получился креативным и приятным. Но главное — содержательные деловые программы, которые собирали большую аудиторию. Но в ближайшее время России не стоит ждать серьезных прямых инвестиций от западных компаний: они опасаются. Причина в непрозрачности рынка и административных барьерах.

Мы ездили на MIPIM, чтобы представить наш апарт-отель в многофункциональном комплексе YE’S. Получили много откликов и довольны обратной связью. А стенды некоторых других компаний, как мне показалось, ориентированы сугубо на отечественных инвесторов. То есть русские для русских. Какие цели они преследовали, мне непонятно.

Антон ЕВДОКИМОВ,
вице-президент группы компаний «Эталон»:

– MIPIM сохраняет статус самой крупной площадки для встречи с инвесторами. Кризис все-таки чувствуется: все стали более осторожными, проекты — более реалистичными и прагматичными. Продолжительность выставки немного сократилась.

Наши компании по уровню проектов и подаче материалов сейчас все более похожи на иностранцев. Раньше многие просто не знали, как правильно подготовиться.

Для меня участие в выставке дает понимание нового, тенденций, происходящих на рынке.

Сергей ИГОНИН,
управляющий партнер «АйБи ГРУПП»:

– Сходил на «Русский завтрак» — все впустую: ни информации, ни еды. А что касается Европы, то она совсем не так депрессивна, как представляется из России.


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement