4 April 2012 |
ФАС усомнилась в законности действий Telenor / Норвежская компания отстаивает свое право на увеличение доли в Vimpelcom Ltd
По недавно появившейся в прессе информации Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России, ФАС) в середине апреля подала в Арбитражный суд города Москвы исковое заявление о признании недействительной сделки по покупке норвежской компанией Telenor 11,3 % голосующих акций оператора Vimpelcom Ltd., дочерней компанией которого является один из крупнейших российских операторов сотовой связи – ОАО «Вымпелком» (далее – «Вымпелком»). По мнению ФАС России, норвежская компания Telenor нарушила Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение). Vimpelcom Ltd. – оператор связи, созданный в результате объединения российского оператора сотовой связи «Вымпелком» и Weather Investments II. Основными акционерами VimpelCom являются норвежская Telenor, компания Altimo, управляющая телеком-активами «Альфа-групп», Weather Investments II и Bertofan Investments Ltd. Vimpelcom Ltd. контролирует 100 % российского «Вымпелкома». Российский «Вымпелком» в свою очередь входит в реестр предприятий, занимающих доминирующее положение в географических границах Российской Федерации на рынке услуг связи, и в соответствии с пунктом 37 статьи 6 Закона об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение, является стратегическим предприятием.
Ранее ФАС России не предпринимала таких решительных мер в отношении иностранных инвестиций в стратегические предприятия. ФАС будет и дальше поддерживать свою позицию, а решения, вынесеные по делу «Вымпелкома», положат начало формированию соответствующей судебной практики. До недавнего времени у Telenor было 25,01 % голосующих акций Vimpelcom. После прекращения действия акционерного соглашения, ограничивающего покупку акций, Telenor стал наращивать свой пакет. В феврале 2012 компания Telenor приобрела у Weather Investments 11,3 % акций Vimpelcom Ltd. В апреле 2012 Telenor выкупила 3,15 % голосующих акций Vimpelcom в рамках денежного своп-соглашения с банком J.P. Morgan Chase, став, таким образом, обладателем 39,51 % акций Vimpelcom. Помимо этого у Telenor есть опцион на покупку у Weather Investments 3,44 % голосующих акций до 2016 года. Если Telenor реализует его, то получит 42,95 % голосующих акций оператора. Увеличение доли Telenor позволит компании увеличить количество мест в наблюдательном совете Vimpelcom. Действовавшее ранее акционерное соглашение, в соответствии с которым в наблюдательный совет входили три директора от Altimo, три директора от Telenor и три независимых директора, прекратило свое действие. Теперь совет будет избираться пропорционально долям акционеров.
Увеличение доли Telenor позволит компании увеличить количество мест в наблюдательном совете Vimpelcom. Такое положение дел может сказаться на деятельности российского оператора «Вымпелком», который входит в перечень стратегических предприятий России. Такое положение дел может сказаться на деятельности российского оператора «Вымпелком», который входит в перечень стратегических предприятий России. Получение контроля над «Вымпелкомом» нерезидентами регулируется Законом об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение. В соответствии с Федеральным законом от 09.06.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях) иностранным инвесторам предоставлен национальный режим деятельности на территории Российской Федерации. Тем не менее, российское законодательство допускает возможность установления для иностранных инвесторов изъятий ограничительного характера, которые могут быть введены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1, 2 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). Статья 6 Закона об иностранных инвестициях предусматривает необходимость согласования с уполномоченным органом ряда сделок, совершаемых иностранными инвесторами. Порядок согласования установлен статьями 9-12 Закона об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение. В соответствии с положениями российского законодательства к видам деятельности, имеющим стратегическое значение, относятся, в том числе, обращение ядерных материалов и радиоактивных веществ, разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники, космическая деятельность, разработка, производство, ремонт, испытание авиационной техники, осуществление телевизионного вещания, оказание услуг связи. В соответствии со статьей 2 Закона об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение, сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых последние приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию. Процедура согласования предусматривает необходимость одобрения сделок, направленных на установление контроля над стратегическими предприятиями, ФАС России (Управлением контроля иностранных инвестиций) и Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение, к сделкам, подлежащим предварительному согласованию, относятся, в том числе:
Закон об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение, не является изобретением российского законодательства. Существование изъятий ограничительного характера возможно как на международно-правовом уровне регулирования деятельности иностранных инвестиций, так и на уровне национального законодательства. На сегодняшний день многие страны, руководствуясь своей инвестиционной политикой, планами экономического развития, стремятся ограничить или установить контроль над иностранными инвестициями в ключевые отрасли экономики. Определенные процедуры контроля за иностранными инвестициями в стратегические отрасли закреплены в законодательстве таких стран, как США, Франция, Испания, Финляндия, а также в законодательстве иных стран.
Также ФАС России предлагает акционерам Vimpelcom заключить акционерное соглашение, аналогичное действовавшему ранее. Учитывая активную позицию ФАС России в отношении рынка телекоммуникаций, есть основания полагать, что ФАС России будет и дальше поддерживать свою позицию, а решения, вынесенные по делу «Вымпелкома», положат начало формированию соответствующей судебной практики.
|