26 April 2012 |
Эмиссия под советским гербом / Акционеры завода"Серп и молот" надеются вернуть свои доли
Акционеры завода «Серп и молот» намерены обратиться в суд с жалобой на бездействие полиции. Поводом стал отказ в возбуждении уголовного дела в отношении руководства завода, которое, по мнению миноритариев, незаконно изменило устав АО, подделав протокол общего собрания акционеров. Это, уверены заявители, привело к рейдерскому захвату предприятия — без согласования с миноритариями была проведена допэмиссия акций, в результате которой контрольный пакет оказался у некоего ЗАО «СИМ».
Миноритарные акционеры завода «Серп и молот» Александр Попов, Вера Замарина, Сергей Пластинкин и Антонина Попова приняли решение обратиться в суд с заявлением о бездействии сотрудников полиции из-за отказа в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц завода «Серп и Молот». По мнению миноритариев, в конце 2009 года был незаконно изменен устав общества — подделан протокол общего собрания акционеров и бюллетени голосования. «Устав в новой редакции значительно расширил полномочия совета директоров в части принятия решения о допэмиссии акций, увеличении номинальной стоимости акций, порядке одобрения крупных сделок общества и так далее, — сказал один из заявителей Александр Попов. — Это сделано с целью ухода совета директоров из-под контроля общего собрания, вывода имущества общества, увеличения контрольного пакета акций».
Завод «Серп и молот» был образован в 1941 году в результате объединения саратовских заводов «Сотрудник революции» и «Трактородеталь» с коллективом харьковского завода «Серп и молот». Предприятие производит автокомпоненты — продукты точной металлообработки, которые поставляет на Камский и Ульяновский автозаводы. «Серп и молот» занимает 10 га в центре города. Чистая прибыль по итогам третьего квартала 2010 года составила 2,5 тыс. рублей. В дальнейшем акционерное общество было освобождено от обязанности раскрывать информацию о своей деятельности.
По словам миноритариев, после принятия нового устава заводом был совершен ряд крупных сделок по продаже имущества по минимальной цене. В частности, речь идет о лечебно-оздоровительном центре «Вита» (сейчас — гостиница «Сентябрь»), турбазе «Заря» в Усть-Курдюме, пароходе «Родина», а также ряде земельных участков и строений на территории завода. Кроме того, на внеочередном собрании акционеров 9 апреля (о котором, в соответствии с новым уставом, акционеры не уведомлялись лично) было принято решение о допэмиссии акций, увеличивающей уставный капитал на 634 тыс. рублей. В результате выпуска доля бывшего директора завода Алексея Максимова сократилась с 35,14% до 2,34%. И так небольшие доли миноритариев — у господина Попова было 0,47%, у госпожи Замариной — 0,04% — фактически улетучились. В то же время доля ЗАО «СИМ» увеличилась с 24,96% до 94,91%.
Напомним, Алексей Максимов возглавлял завод в течение нескольких лет. О попытках захвата предприятия он заявлял еще в 2007 году. В 2008 году был арестован по подозрению в организации убийства прокурора Саратовской области Евгения Григорьева. Еще до завершения расследования в январе 2010 года его нашли повешенным в Бутырской тюрьме. Уголовное дело в отношении господина Максимова в конце 2011 года возвращено в прокуратуру.
Миноритарии считают, что завод был захвачен нынешним руководством. «Когда я пыталась через суд добиться признания протоколов этих собраний недействительными, руководство завода мне обещало, что наши интересы будут соблюдены, я поверила и пошла на попятную. А потом была тайно проведена допэмиссия, а правление завода отказало мне в покупке акций, — сказала вдова Алексея Максимова Ирина. — То, как поступили со мной и с людьми, которые до последнего были верны заводу, наверное, можно назвать рейдерским захватом. ЗАО «СИМ» — дочерняя фирма. Владельцем завода сейчас практически является директор».
Директор завода Вячеслав Зелепукин не стал общаться с журналистами. По телефонам ЗАО «СИМ» находится гостиница, где о ЗАО и не слышали. Представитель регистраторского общества «Статус» Александр Растокин в принципе поддерживает миноритариев.
«На мой взгляд, появление пятого вопроса об изменении устава в протоколе собрания акционеров от 28 декабря 2009 года после передачи реестра другому регистратору является признаком рейдерского захвата», — сказал он. Юрист Поволжской дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Галина Вилкова отмечает, что зачастую манипуляции при проведении общих собраний акционеров используются в рейдерских захватах. «Недопущение участия акционеров в голосовании по вопросам, ограничивающим их права, позволяет получить контроль над компанией. Одним из способов получения контроля является проведение дополнительной эмиссии акций, по результатам которой процентное соотношение акций изменяется в пользу рейдеров», — сказала она.
|