Analytics Publications

28
June
2013

Ошибки резидента: новые валютные риски

Source "National Business" magazine


Ilya Shengeliya, Compliance Counsel

На волне провозглашаемой либерализации валютного законодательства с 13 февраля 2013 года в России ужесточилась административная ответственность за его нарушение. Теперь любое отступление от порядка совершения валютной операции чревато штрафом до 100% от её суммы.

Напомним, ранее ответственность наступала за валютные операции, совершение которых напрямую запрещено законом. Проведение дозволенной операции с нарушением её процедуры каралось только в некоторых случаях. Иными словами, строгость валютного закона компенсировалась необязательностью его исполнения.

Например, ещё с 2004 года закон обязывает физических лиц-резидентов рассчитываться иностранной валютой только через уполномоченные (российские) банки, что выполнялось далеко не всегда. И дело тут не только в отсутствии ответственности: расчеты за границей в валюте транзитом через российские счета влекут дополнительные расходы на банковскую комиссию.

Введённая ответственность, в том числе за нарушение этого требования, безусловно направлена на увеличение прозрачности потоков капитала. В то же время она стала причиной повышения внимания к вопросу о круге граждан России, которые могут быть подвергнуты соответствующему наказанию, а в последующем и возникшей сумятицы в понимании этой проблемы.

Так, расширению сферы ответственности предшествовали изменения самого валютного законодательства. В июне 2012 года в целях «упрощения процедур валютного контроля» уточнен перечень граждан России, которые не признаются её резидентами. К ним теперь относятся две категории:

постоянно проживающие в иностранном государстве, в том числе на основании вида на жительство или

временно пребывающие в иностранном государстве на основании рабочей или ученической визы. Причем срок проживания или пребывания за пределами России должен составлять не менее года (в том числе и на основании совокупности виз).

Подобные формулировки, однако, оставили без ответа ряд сопутствующих вопросов.

Например, за какой период можно подтверждать временное пребывание совокупностью виз? Как подтвердить такое пребывание в государствах с безвизовым режимом? 

Самым же дискуссионным стал вопрос непрерывности постоянного проживания или временного пребывания в иностранном государстве: каким образом будет влиять на сохранение статуса нерезидента временное возвращение российского гражданина в своё Отечество?

Свою позицию по отдельным вопросам только недавно высказала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора России, которой и предстоит наказывать валютных нарушителей. 

Так, 16 апреля 2013 года на официальном сайте ведомства размещены разъяснения буквально следующего содержания: «…при въезде на территорию Российской Федерации гражданин Российской Федерации, получивший … статус нерезидента, утрачивает такой статус. В этом случае он может восстановить статус нерезидента при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года»[1]

Следовательно, по мнению контролирующего органа, для утраты статуса нерезидента имеет значение только факт пересечения границы России. То есть «постоянство проживания» подменяется «непрерывностью пребывания». 

При такой трактовке человек с российским паспортом, длительное время живущий за пределами России, оказывается в довольно неоднозначной ситуации. Пересекая границу России, приехав, скажем в командировку или погостить к родственникам на выходные, он автоматически становятся резидентом. И всё – непрерывность пребывания утрачена. Теперь весь следующий год после возвращения в иностранное государство он должен будет беззаветно отдавать долг своему Отечеству, а вернее российским банкам в виде процентов за обслуживание счета, через который должен будет рассчитываться в иностранной валюте. В противном случае Родина всё также беззаветно наложит на своего нерадивого гражданина штраф в размере до 100% от суммы каждого расчета, проведенного минуя российский счет. 

А ведь необходимость использования российского счета далеко не единственная обязанность, отличающая резидента от нерезидента.

В такой парадоксальной ситуации обладание российским паспортом для лиц, преимущественно проживающих или работающих за рубежом, может показаться непрактичным и убыточным. 

Однако на самом деле всё гораздо проще. «Непрерывное пребывание» и «постоянное проживание» – далеко не идентичные понятия. Первая категория характеризует лишь промежуток времени, в течение которого лицо находится в том или ином месте. Вторая – определяет правовой статус, совокупность прав и обязанностей, связывающих человека с конкретным государством, в котором он находится. Поэтому является ли российский гражданин «постоянно проживающим в иностранном государстве» или нет, может определять только такое иностранное государство. И, соответственно, именно оно может решать, когда и при каких условиях такой статус прекращается.

Сама же Россия дозволяет постоянно проживающим в ней иностранным гражданам покидать её пределы на срок до шести месяцев с сохранением за ними статуса «постоянно проживающих». То есть «российские» иностранцы могут беспрепятственно на срок до полугода возвращаться на свою историческую родину, оставаясь для неё «постоянно проживающими в России».

Из этих же соображений российские законы не раскрывают признаки и критерии определения статуса «гражданина России, постоянно проживающего в иностранном государстве».

В связи с этим, как представляется, утрата российским гражданином статуса нерезидента может быть обусловлена только прекращением его статуса как лица, постоянно проживающего в иностранном государстве. И въезд в Россию (или в любую другую страну) не повлечет такую утрату, если иностранное государство дозволяет покидать свои пределы с сохранением за гражданином России статуса «постоянно проживающего».

В связи с этим обострился также и давно существовавший вопрос о территориальных границах применения российского валютного законодательства: действует ли оно на операции, совершенные за пределами России? В настоящее время валютный закон ответ на этот вопрос не дает. Но административная ответственность за его нарушение в любом случае ограничена только территорией России. То есть за нарушения при совершении валютной операции за российской границей российские штрафы применяться не могут.

Описанные вопросы, в том числе с учетом неоднозначной позиции контролирующих органов, обуславливают необходимость уточнения валютного законодательства, что, по всей видимости, понимают и правоприменители.

Так, Ассоциация Российских Банков[2] 11 марта 2013 года провела совещание по проблемам определения резидентного статуса граждан России, проживающих (пребывающих) за её пределами. Как сообщается, в совещании приняли участие, в том числе представители Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и других государственных органов. Большинство участников совещания высказались о необходимости корректировки валютного регулирования.

Каким образом в дальнейшем будет формироваться правоприменительная практика по рассмотренным вопросам, как бы это банально не звучало, покажет время. Пока же они подлежат углубленному юридическому анализу, поскольку неквалифицированное их разрешение может привести к значительным финансовым потерям.


[2]  Согласно информации, размещенной на её официальном сайте, см.: http://arb.ru/arb/press-on-arb/3162821/?sphrase_id=9896


Related areas

VEGAS LEX_Шенгелия_NB_06.2013

Download file
File added 15.07.2016
Presentation .pdf (2,3 Мб)

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement