9 July 2013 |
ФАС признала Volkswagen монополистомSource "Izvestia" daily newspaper Федеральная антимонопольная служба (ФАС) включила ООО «Фольксваген Груп Рус», российскую «дочку» немецкого автоконцерна, в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35%. Основание для признания автопроизводителя монополистом стало то, что компания занимает более 50% рынка оптовой торговли запчастями для автомобилей Volkswagen, Audi и Seat. Сейчас «Фольксваген Груп Рус» через суд пытается избавиться от статуса монополиста. О том, что «Фольксваген Груп Рус» признан монополистом, стало известно после того, как компания в конце июня подала иск к ФАС. Выяснилось, что антимонопольная служба внесла автоконцерн в реестр монополистов еще в марте, после того как в действиях «Фольксваген Груп Рус» было выявлено нарушение закона о конкуренции. Обратить внимание на автопроизводителя ФАС заставила жалоба дилера «Таганка-Сервис». ООО «Таганка-Сервис» не является официальным дилером «Фольксваген Груп Рус», однако в 2009 году компания обратилась к автоконцерну с просьбой о заключении договора поставки оригинальных запчастей к автомобилям Audi, Skoda. Кроме того, представители «Таганка-Сервис» хотели подключиться к системе заказа оригинальных запасных частей через онлайновую систему заказов. В феврале 2012 года дилер обратился в «Фольксваген Груп Рус» повторно с предложением заключить договор поставки оригинальных запчастей к автомобилям Audi, Skoda и Volkswagen. Однако автоконцерн вновь отказал дилеру. ФАС по жалобе «Таганки-Сервис» провела проверку и выявила, что «Фольксваген Груп Рус» является монополистом на рынке оптовой торговли оригинальными запчастями к Volkswagen, Audi и Seat. Аналоги оригинальных запчастей концерна Volkswagen соответствующего качества в России не производятся, а продажей комплектующих занимаются только официальные дилеры автоконцерна. На основании этого ФАС внесла ООО «Фольксваген Груп Рус» в реестр хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35%, а кроме того, рекомендовала в целях развития конкуренции не отказывать независимым автосервисам в поставках оригинальных запчастей, а также в праве доступа к электронным каталогам запчастей. В пресс-службе «Фольксваген Груп Рус» на запрос «Известий» не ответили. В ФАС изданию сказали, что знают о намерении ООО «Фольксваген Груп Рус» добиваться исключения из реестра монополистов. Включение компании в реестр доминирующих субъектов влечет автоматическое распространение на такую компанию запретов, установленных ст. 10 Закона о защите конкуренции. К примеру, у ФАС России не будет необходимости доказывать доминирующее положение «Фольксваген Груп Рус» в случае дальнейших антимонопольных разбирательств. — Включение компании в реестр доминирующих субъектов существенно облегчает ФАС привлечение такой компании к ответственности в виде оборотного штрафа (в случае возбуждения антимонопольного дела по признакам злоупотребления доминирующим положением), — объясняет старший юрист коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX Мария Борзова. — На практике включение компании в реестр доминирующих субъектов влечет необходимость глобального антимонопольного аудита всех внутренних политик, внесения изменений во внутренние документы и проведения тренингов для персонала по антимонопольным рискам. От повторения подобных ситуаций не застрахованы и другие автопроизводители — как российские, так и зарубежные. К примеру, в мае «АвтоВАЗ» подал иск к ФАС, которая признала компанию монополистом в сегменте бюджетных автомобилей. По словам Борзовой, особенно остро данный риск возникает в случае рассмотрения ФАС России жалобы на конкретного автопроизводителя или его дилеров. — Формально указанные рекомендации ФАС сотрудничать с неофициальными дилерами не являются обязательным к соблюдению нормативным актом, соблюдение таких рекомендаций субъектами рынка является своего рода «защитной мерой» против обвинений в злоупотреблении доминирующим положением. Таким образом, стратегия нивелирования рисков потребует от автоконцерна, внесенного в реестр доминирующих субъектов, соблюдения указанных рекомендаций ФАС России в полном объеме, — пояснила Борзова.
Пока исковое заявление «Фольксваген Груп Рус» по формальным причинам оставлено без движения.
|