Analytics Publications

2
December
2013

"Книжный" капитал: кто заплатит за войну ФТС и АСМАП?

Source Prime, InformAgency


Igor Chumachenko, Partner, Head of Real Estate, Land & Construction practice

Эпопея с отменой книжек МДП (международные дорожные перевозки, TIR) в России длится не первый месяц. Федеральная таможенная служба (ФТС) и Ассоциация международных перевозчиков (АСМАП) отстаивают свои позиции, в то время как сами перевозчики выходят на митинги.

Сложившуюся ситуацию эксперты, опрошенные агентством "Прайм", называют неприятной, но предсказуемой, поскольку цена вопроса - миллионы рублей.

Приговор отсрочен, но не отменен

В минувшую субботу, 30 ноября, АСМАП сообщила, что получила от таможенников письмо с уведомлением о переносе на 1 июля 2014 года срока расторжения соглашения. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал агентству "Прайм", что ФТС направила письмо в АСМАП уже поздно вечером в пятницу, в конце рабочего дня. Прекратить сотрудничество с АСМАП и полностью отказаться от книжек МДП, выдаваемых исключительно этой организацией при перевозках на территории России, таможня намеревалась еще с 1 декабря.

Однако уже в понедельник ФТС уточнила, что грузоперевозчики смогут применять книжки МДП в качестве обеспечения исключительно при транзите товаров, ввозимых через три таможни Северо-Западного таможенного управления (Выборгская, Карельская и Мурманская). На всех остальных пунктах пропуска они должны предоставлять другие гарантии уплаты таможенных пошлин на случай, если машина не доедет до заявленного грузополучателя.

В поисках новых механизмов

Отсрочка дана для того, чтобы можно было провести переговоры с Международным союзом автомобильного транспорта (The International Road and Transport Union, IRU) по вопросам, связанным с модернизаций Таможенной конвенции о международных перевозках грузов с применением книжки МДП и при этом должным образом обеспечить соблюдение интересов РФ, отметили в ФТС.

До настоящего времени задолженность IRU в сумме 20,8 миллиарда рублей не урегулирована, напомнили в ведомстве и добавили, что "дальнейшее развитие отношений с национальными гарантийными объединениями будет выстраиваться на основании открытых конкурсных процедур".

"Необходимо продумать новые механизмы, которые бы улучшали положение перевозчиков и ситуацию в России в плане транзита и прохождения границы. Как видим, все пожелания и мольбы со стороны автомобильного сообщества и бизнеса были услышаны и таможенная служба перенесла сроки", - говорит член центрального штаба ОНФ, депутат комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Васильев.

"Мы будем контролировать этот вопрос и как депутаты подключимся к решению проблемы. Конечно, новые правила, которые были прежде, только ухудшали положение на границе и ложились экономическим бременем на перевозчиков и бизнесменов. Те нормы, которые будут введены через полгода, необходимо оптимизировать", - отмечает Васильев. Повторение ошибок негативно скажется на российском рынке, резюмирует он.

Денежный вопрос испортил всех

Таможня каждый год ищет способы упорядочения и распределения финансовых потоков, считает глава агентства InfraNews Алексей Безбородов. "У них сегодня собираемость 111% по пошлинам и штрафам, последние два года они практически не проигрывают суды. Однако данная история к реальности не имеет никакого отношения. Они попросту придумали штрафы, просроченные платежи. Проще говоря, выдумали такие огромные долги", - говорит эксперт.

Между тем Высший арбитражный суд РФ еще 14 октября 2013 года вынес постановление о признании недействительным решения ФТС по отмене книжек МДП. А решения суда обязательны к исполнению всеми, отмечает партнер юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко. Следовательно, чиновники ФТС могут быть привлечены к ответственности, в частности, оштрафованы, поясняет он.
 
"Что касается задолженности АСМАП, то общий срок давности взыскания ограничен тремя годами", - говорит эксперт, добавляя, что сумма долга, вероятнее всего, меньше 20 миллиардов рублей. Напомним также, что АСМАП не отрицает наличие задолженности, но в разы меньше - всего 1 миллиард рублей.

Действительно, полной официальной информации по данному вопросу до сих пор нет, а та, что есть, носит обрывочный, фрагментарный характер, считает координатор Ассоциации владельцев грузового транспорта и объектов транспортной инфраструктуры "Дальнобойщик" Валерий Войтко.

"Упрощенный переход границы по процедуре МДП подразумевает некие финансовые гарантии - залог того, что импортный груз не уйдёт налево, а доедет до терминала растаможки. Сейчас гарантийные деньги за каждую фуру аккумулирует АСМАП, выступающий представителем-агентом международной организации IRU. Не исключено, что речь может идти о переориентации этих денег от АСМАП на другие организации", - говорит он.

Чего бояться и стоит ли

Своими мнениями с агентством "Прайм" на условиях анонимности поделились и некоторые перевозчики. Большинство из них рассказывают о нарушениях в регионах. Так, многим из них определенные формы обеспечения едва ли не навязываются - кому-то предлагают обращаться к определенным коммерческим структурам, кому-то выбрать иную форму транзита. Именно по этой причине вышли на митинг дальнобойщики в Брянске.

По мнению перевозчиков, переход на новую систему уже привел к удорожанию и усложнению процедур, возникновению очередей на границе. Перевозчики, в том числе из других стран, вынуждены покупать финансовые гарантии, их издержки выросли в разы. В итоге транспортные компании перекладывают издержки на владельцев грузов, а те - на конечного потребителя.

Безбородов же уверен - на самом деле ничего страшного не случится, никто с голоду не умрет. "Большинство компаний просто в итоге будут работать через российские порты или переориентируются на внутрироссийские направления. Те же, кто останется, будут вынуждены оставлять на счетах ФТС огромные залоговые платежи как гарантию доставки товара", - говорит эксперт.

На границе пока все спокойно

Ситуация в автомобильных пунктах пропуска на российской границе остается стабильной, все таможенные органы работают в штатном режиме, подчеркивают в ФТС.

В Южном таможенном управлении РИА Новости подтвердили, что на сегодняшний день пробок на границе нет.

Официальный представитель Брянской таможни Людмила Борисова  рассказала РИА Новости, что очередей на пограничных пунктах пропуска, кроме МАПП "Троебортное" и МАПП "Новые Юрковичи" нет, движение свободно на въезд и выезд для всех автотранспортных средств.

Перед МАПП "Троебортное" со стороны Украины очереди ожидают 165 грузовых транспортных средств, перед МАПП "Новые Юрковичи" - 10 единиц грузового автотранспорта, но это обыкновенная ситуация. Брянская таможня также работает по ранее установленным правилам. "Книжки МДП в качестве гаранта не принимаются", - добавила Борисова.

В Курской таможне аналогично - работа идет по правилам, введенным с 12 ноября (отменены книжки МДП), очередей нет. Там отмечают, что и далее будут работать в соответствии с приказом. По правилам, введенным с 12 ноября, работает и Белгородская таможня. Очередей здесь тоже нет.

Мария Захарова


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement