10 April 2014 |
Режим поглощения ОАО ужесточатSource "EZH-Yurist" Newspaper Минфин России подготовил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ)». Он направлен на устранение недостатков действующего регулирования института поглощения открытых акционерных обществ (ОАО), выявленных на практике, а также на дальнейшее развитие его отдельных процедурных аспектов. При этом основным фокусом законопроекта выступают гарантии защиты прав миноритарных акционеров. Вопрос о корректировке норм о приобретении крупных пакетов акций ОАО актуален по сей день. В разное время проекты документов, посвященных данной проблематике, разрабатывались ФСФР России, Минфином России и ВАС РФ. В связи с этим законопроект может быть рассмотрен как наследник данных документов, во многом базирующийся на ранее предлагавшихся идеях. При этом согласно законопроекту большая часть статей главы XI.1 акционерного закона, посвященной приобретению более 30% акций ОАО, подлежит системному пересмотру путем принятия указанных статей в новой редакции. К ключевым новеллам законопроекта могут быть отнесены следующие его положения. Прежде всего законопроект предлагает при учете совместного владения акциями ОАО частично отказаться от использования формулировки «аффилированные лица» в пользу нового термина «связанные лица». В то же время термин «связанные лица» в редакции законопроекта получает широкое наполнение. В частности, к числу связанных лиц относятся а) аффилированные лица, б) контролирующие и подконтрольнее лица (прямо, а также косвенно, независимо от количества звеньев в цепочке владения), в) стороны договора, позволяющего установить контроль над организацией (акционерного соглашения, договора простого товарищества и др.), г) родственники и др. Данная новелла направлена на максимальное ограничение злоупотреблений, когда пакет акций в ОАО в размере более 30% распределяется между формально неаффилированными структурами, что позволяет избежать конечному владельцу такого пакета акций исполнения установленной законом обязанности по направлению обязательного предложения и (или) уведомления миноритарным акционерам ОАО. Далее согласно законопроекту миноритарные акционеры получают возможность эффективно требовать от владельца крупного пакета акций ОАО (более 30, 50, 75%) приобретения их акций даже в том случае, если такой владелец не исполнил обязанности по направлению миноритарным акционерам обязательного предложения. В настоящее время подобный принцип в законе не предусмотрен, в судебной практике доминирует обратный подход. ВАС РФ подготовил проект постановления пленума, направленного на отказ от указанного подхода в судебной практике, однако данный проект к настоящему времени не принят. Законопроект также расширяет предварительный контроль государства за процедурами обязательного выкупа акций. Сейчас контролю подлежат сделки в отношении биржевых акций публичных ОАО. Их потенциальные приобретатели должны заранее направлять в Банк России тексты добровольного и обязательного предложений, уведомление о праве требовать выкупа акций и иные документы. По законопроекту подобный контроль будет действовать и в отношении сделок с акциями непубличных ОАО. В то же время в Законопроекте предпринята попытка синхронизации правил акционерного, антимонопольного и банковского законодательства, касающихся процедурных аспектов направления обязательного предложения. В частности, увеличен срок для исполнения обязанности по направлению обязательного предложения с 35 до 50 дней. В целом законопроект можно оценить как своевременный и последовательный в регулировании вопросов приобретения крупных пакетов акций ОАО. |