Как стало известно «Ъ», Внешэкономбанк (ВЭБ) начал готовиться к возможному расширению санкций против РФ из-за событий на Украине. Несколько клиентов его дочернего Агентства по страхованию экспортных кредитов (ЭКСАР), работающих в США, хотят застраховать возросшие политические риски на этом рынке. Но и сам ВЭБ, и независимые юристы опасаются, что страхование подобных сделок может не только повлечь за собой убытки по портфелю агентства, но и привести к введению санкций против него и всей группы госкорпорации.
О том, что ВЭБ считает серьезным риском расширение международных санкций против российских компаний, «Ъ» рассказал источник, близкий к наблюдательному совету этой госкорпорации. По его словам, в начале июня тема стала предметом обсуждения на комитете по экспорту и внешнеэкономической деятельности при наблюдательном совете. «Инициатива исходила от главы ЭКСАРа Петра Фрадкова, который уведомил комитет, что ряд его клиентов захотел застраховать политические риски по инвестициям на рынке США и сделкам с дочерними американскими компаниями»,— отметил собеседник «Ъ». В числе клиентов ЭКСАРа, заинтересованных в этой услуге, он, в частности, назвал «Северсталь» и Трубную металлургическую компанию (ТМК).
Другой источник «Ъ», знакомый с текстом письма господина Фрадкова, подтвердил, что он упоминает эти компании. В ЭКСАРе опасаются, что в случае расширения санкционного списка его клиенты могут столкнуться с невозможностью получения платы за отгруженную продукцию в адрес дочерних структур или же лишатся возможности поставлять произведенный в России товар. К дополнительным рискам собеседник «Ъ» отнес инвестиционные, в том числе конфискации, экспроприации, запрет на перевод денежных средств, в том числе дивидендов.
Формальных ограничений по страхованию таких рисков нет, но в случае расширения американских санкций ЭКСАР может понести серьезные убытки, считает Петр Фрадков.
Так, в случае перехода прав требований к агентству оно не сможет апеллировать к международным соглашениям о защите инвестиций. «В ЭКСАРе опасаются, что сами выплаты страхового возмещения могут быть восприняты как попытка обойти санкции, что может повлечь введение санкций в отношении как агентства, так и группы ВЭБ в целом»,— отметил один из собеседников «Ъ». По его данным, обеспокоенность ЭКСАРа поддержал департамент финансирования экспорта ВЭБа, который в своем экспертном заключении оценил риски сделок с компаниями-резидентами США как высокие.
В ЭКСАРе и ВЭБе вчера от комментариев отказались, но источник «Ъ», знакомый с позицией госкорпорации, признал, что там «стремятся минимизировать финансовые операции с США с целью снижения политических рисков». Федеральный чиновник, знакомый с проблемой, уточнил «Ъ», что «пока никаких решений по данному вопросу нет», а информация Петра Фрадкова носила «справочный характер». Сейчас ЭКСАР предлагает клиентам продукты, в которых учтены как предпринимательские, так и политические риски. К страховым случаям, в частности, относится вмешательство иностранного государства, которое «препятствует исполнению договора о кредитовании покупателя или экспортного договора», а также приводит «к национализации, экспроприации, конфискации без равноценного возмещения», указано в материалах ЭКСАРа. В стратегии агентства указано, что на Северную Америку приходится 1,7% его страховой емкости (5 млрд руб.).
В составе ТМК есть американский дивизион, куда входят 12 предприятий TMK IPSCO и OFS International LLC. По данным источника «Ъ», знакомого с ситуаций, ТМК ежемесячно отгружает в адрес TMK IPSCO продукции на $10-15 млн. У «Северстали» есть Dearborn (Мичиган) и Columbus (Миссисипи). В середине мая появилась информация, что Алексей Мордашов выставил их на продажу (см. «Ъ» от 12 мая). Общий объем требуемого покрытия для «Северстали» в связи с возросшими политическими рисками в США составляет около $100 млн, считает один из собеседников «Ъ».
Представитель ТМК сказал «Ъ», что компания действительно подавала заявку в ЭКСАР, так как хочет застраховать риски неоплаты своей продукции, экспортированной в ряд стран, но «это никак не связано с рынком США и санкциями». В «Северстали» «Ъ» заявили, что «даже не слышали о подобном обращении». Между тем у структур Алексея Мордашова риск попасть под новые санкции особенно велик: его бизнес тесно связан с банком «Россия», в отношении которого уже действуют американские санкции, говорит источник «Ъ», близкий к ВЭБу. Через ЗАО «Севергрупп» господин Мордашов владеет в банке 5,62%, а также входит в консультативный совет акционеров ЗАО «АБР Менеджмент», управляющего активами группы АБ «Россия». Структуры Алексея Мордашова вместе с крупнейшим акционером банка Юрием Ковальчуком (против него США ввели персональные санкции) владеют 50% «Tele2 Россия».
Управляющий партнер VEGAS LEX Альберт Еганян считает опасения того, что ЭКСАР попадет под санкции, обоснованными. Даже если сделка по страхованию экспортного контракта была заключена прежде, чем против клиента ЭКСАРа были введены санкции, это может стать предметом разбирательства, поясняет юрист, ведь страховые выплаты ему придется производить уже в период действия санкций. Во всем мире экспортно-кредитные агентства создаются, в первую очередь, для страхования политических рисков, добавляет господин Еганян, но американское санкционное законодательство не делает различий между такими агентствами и иными участниками рынка.
Елена Киселева, Денис Скоробогатько, Анатолий Джумайло