17 December 2014 |
Либерализация законодательства по налоговым преступлениям: шаг вперёд, два шага назад22 октября 2014 года вступили в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) в части возбуждения и прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям. Новый порядок касается только преступлений за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, организации, за неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. В настоящий момент, неуплата налогов и сборов организацией в размере более 2 млн руб. за 3 года, при условии, что эта сумма составляет более 10% от подлежащих уплате налогов и сборов, или более 6 млн руб.[1], уже является одним из признаков преступления. При этом указанные пороги актуальны даже для мелкого бизнеса, не говоря о среднем и крупном бизнесе, где, например, неуплата НДС на сумму более 6 млн руб. может произойти лишь по одному счету-фактуре. В целях снижения необоснованного давления на бизнес в 2011 году была проведена либерализация уголовно-процессуального законодательства по основным налоговым преступлениям, в связи с чем для возбуждения уголовного дела за неуплату налогов необходимо, чтобы:
Такие обстоятельства в совокупности возникали только при отсутствии у налогоплательщика имущества для уплаты доначисленных налогов, пени и штрафов или принятия арбитражным судом (по заявлению налогоплательщика или налогового агента) обеспечительных мер о приостановлении действия решения налогового органа[2]. Однако с 22 октября 2014 года указанный особый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК РФ, отменен. Теперь поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях являются не только материалы, переданные налоговыми органами, но и:
Формально новые изменения в уголовно-процессуальном законодательстве предусматривают направление следственными органами материалов в налоговые органы для получения заключения и иной информации. Однако данные положения представляются фактически бездейственными:
логовые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено. Более того, согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу. Возможность возбуждения уголовных дел не только по материалам налоговых органов наиболее вероятно активизирует деятельность правоохранительных органов по проверке сообщений о преступлении и проявление их собственной инициативы в возбуждении уголовных дел. Несмотря на то, что с 01 января 2011 года предварительное расследование по налоговым преступлениям отнесено к компетенции Следственного комитета Российской Федерации, фактические «проверочные» мероприятия могут осуществлять и иные правоохранительные органы, в частности органы внутренних дел. Так, органы внутренних дел могут не только совершать оперативно-розыскные и следственные действия по поручению Следственного комитета Российской Федерации, но и ввиду недостаточной конкретизации норм УПК РФ осуществлять проверку сообщений о преступлении, поступивших к ним, в том числе истребовать документы, получать объяснения, проводить осмотр, осуществлять снятие информации с технических каналов связи и т.д. Вместе с этим, изменения от 22 октября 2014 года несколько ограничили права органов дознания, к которым относятся и органы внутренних дел. В частности исключены:
Данные изменения фактически означают невозможность возбуждения и прекращения уголовных дел по соответствующим налоговым составам преступлений органами внутренних дел. Комплексный анализ изменений в уголовно-процессуальном законодательстве по налоговым преступлениям показывает: кроме того, что теперь можно возбуждать уголовные дела за преступления до 10-летней давности, что являлось одной из основных причин внесения изменений, также практически безгранично расширен круг лиц, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела, расширен перечень материалов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовного дела, расширен перечень государственных органов, способных оказать влияние на возбуждение уголовных дел. Особо стоит выделить порядок освобождения от уголовного преследования за неуплату налогов и сборов. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство предусматривает, что лицо, впервые совершившее соответствующее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки, пеней и штрафов. До недавнего времени возможность погашения задолженности не вызывала особых вопросов: взыскиваемые суммы указывались и в решении налогового органа, и в требовании об уплате налогов (сборов), пеней и штрафов, которые составлялись ещё до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Теперь действие данного механизма освобождения от уголовного преследования поставлено под вопрос:
ении налоговым органом такого расчета в законодательстве не определены. Более того, теперь если налоговые проверки будут проводиться не до, а после возбуждения уголовных дел, то возможно придание жизни ныне практически бездействующему пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, который предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика в размере 40% от суммы умышленно неуплаченного налога (сбора), а не 20%, который сейчас повсеместно применяется налоговыми органами. Фактическое действие нового порядка возбуждения уголовных дел сможет показать только практика. Однако уже сейчас понятно, что возможность уголовного преследования сотрудников организации, причем не только руководства[3], наиболее вероятно окажет влияние как на экономическую и налоговую политику организаций, так и на решения, принимаемые рядовыми сотрудниками, а также заставит многие организации пересмотреть систему финансового менеджмента и политику безопасности.
[1] Вне зависимости от веса данной неуплаты в общем размере исчисленных налогов и сборов. [2] Несмотря на наличие арбитражной практики, признающей неправомерным направление материалов в следственные органы в период приостановления действия решения налогового органа. [3] Что особенно актуально, когда сотрудники, причастные к возможному преступлению, уже не работают в организации, а новый менеджмент особо не заинтересован в оказании им какой-либо поддержки.
|
Related areas
VEGAS LEX_Иванов_Бизнес России_12.2014
Download fileFile added | 15.07.2016 |
Presentation | .pdf (289 Кб) |