18 July 2018 |
Не сошлись в развитииSource "Expert" magazine Maxim Grigoryev, Partner, Head of Southern directorate, Head of special projects
Государственно-частное партнерство, концессии, специальные инвестиционные контракты (СПИКи) и различные фонды развития снова в центре внимания. Так, продолжается обсуждение законопроекта Минфина "О специальных инвестиционных контрактах", на основе которого будут реализовываться СПИКи версии 2.0. Но Минфин и Минэкономразвития никак не могут окончательно договориться, что же будет представлять собой СПИКи в новом варианте, — доходит до того, что министерства подписывают протоколы одного и того же заседания в разных версиях. Кроме того, МЭР готовит очередные изменения в законы "О концессионных соглашениях" и "О государственно-частном партнерстве". В МЭР детали изменений засекречены. По идее, все эти инструменты должны были создать каркас для развития инфраструктуры — центром его представляется Фонд развития, курировать который будет Минфин (а до этого таким центром представлялся Фонд инфраструктурного развития, предложенный МЭР, и, видимо, отвергнутый). Однако очертания каркаса, похоже, все еще туманны. Контракт на все Напомним, СПИК — это соглашение между промышленным инвестором и государством, в котором фиксируются гарантии стабильности налоговых и регуляторных условий, меры государственной поддержки, а со стороны инвестора — обязательство создать (или модернизировать) и освоить производство промышленной продукции. В своей первой версии СПИКи существуют с 2015 года и показали себя довольно неплохо. Оператором по заключению СПИКов является Фонд развития промышленности (ФРП). В настоящее время заключен 21 СПИК, еще четыре на подходе. Общий объем инвестиций по уже заключенным контрактам превысит 232 млрд рублей, они позволят создать более девяти тысяч рабочих мест и получить 100 млрд рублей в виде налогов в бюджеты разных уровней. В качестве примера можно привести "Вестас Мэньюфэкчуринг Рус" — один из мировых лидеров в области ветроэнергетики датская компания Vestas локализует производство ветроэнергетических установок. Другой пример — "Мерседес-Бенц Рус", производство автомобилей представительского класса. Видимо, успешный опыт СПИКов так понравился правительству, что оно решило распространить его на большее количество отраслей, в первую очередь на инфраструктурные проекты. СПИКи версии 2.0 предполагается заключать в соответствии с законопроектом Минфина "О специальных инвестиционных контрактах". СПИКи 2.0 от Минфина рассчитаны на более масштабные проекты и на применение в большем перечне сфер — не только в промышленности, но и в строительстве, добыче полезных ископаемых (кроме сырой нефти и природного газа) и др. Механизм СПИКов 2.0 постоянно меняется — так, теперь СПИК можно заключать не только на новый объект, но и на уже начатый либо на его новый этап. В июне в перечень отраслей для СПИКов 2.0 добавились энергетика и сельское хозяйство, говорит руководитель InfraONE Research Александра Галактионова. "Продукцией по СПИК 2.0 будут не только товары, но и работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, — добавляет партнер, руководитель специальных проектов Vegas Lex Максим Григорьев. — Частная сторона может взять на себя обязательства и по созданию необходимой для реализации инвестпроекта инфраструктуры, что будет учитываться при принятии решения о заключении такого контракта и предоставлении по нему мер поддержки. Допускается множественность инвесторов, что весьма важно для глобальных, финансовоемких инвестпроектов. Кроме того, планируется существенное расширение мер господдержки". Если для текущей версии СПИК срок существования — десять лет, то срок СПИК 2.0 будет зависеть только от объективных показателей, заложенных в проект на этапе его структурирования. Стабильность и спрос Увеличится и объем проектов. "Для того чтобы стать участником СПИК 2.0, необходимо инвестировать в проект не менее миллиарда рублей собственных средств. Заемные средства при этом не учитываются. Для заключения текущего СПИК 1.0 с Минпромторгом России достаточно вложений в размере не менее 750 миллионов рублей, причем вся сумма может быть получена инвестором в качестве займа или кредита", — рассказывает г-н Григорьев.
При этом организация, непосредственно реализующая проект, сможет получить субсидию — до 50% капитальных затрат инвесторов, но только если производимая продукция не имеет аналогов в России, если речь идет о создании либо модернизации производства высокотехнологичной продукции или если экспорт продукции принесет не менее 15% выручки. По мнению Александры Галактионовой, появление СПИКов не только в промышленных, но и в инфраструктурных отраслях — позитивный шаг: эти контракты смогут стать одним из элементов сложных инфраструктурных сделок и повысить заинтересованность инвесторов во вложениях в новые отрасли. "Но надо понимать, что такая поддержка в любом случае не будет массовой", — добавляет г-жа Галактионова. В свою очередь Максим Григорьев считает, что на данном этапе делать какие-либо прогнозы рано: "Пока непонятно, в каком финальном виде заинтересованные участники рынка — потенциальные инвесторы получат СПИК 2.0. В законопроекте имеются отсылки к дополнительной нормативной базе регулирования отдельных аспектов СПИК 2.0, которая может как придать ускорение использованию этого механизма, так и сделать его нежизнеспособным".
С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: http://expert.ru/expert/2018/28/ne-soshlis-v-razvitii/
|