8 December 2020 |
Евгений Родин для Коммерсантъ: Минэкономики предлагает регионам самим дифференцировать тариф ФСК
Минэкономики предложило передать регионам полномочия по установлению тарифов ФСК (входит в "Россети", владеет магистральными электросетями), следует из письма министра Максима Решетникова первому вице-премьеру Андрею Белоусову о последствиях дифференциации тарифа ФСК (документ есть у “Ъ”): "Основные эффекты от действия предложений формируются в ограниченном перечне регионов, соответственно, такие регионы смогут лучше оценить эффекты для своих экономик и принять соответствующее решение".
Механизм дифференциации тарифа ФСК предполагает, что плата за передачу электроэнергии для клиентов магистральных сетей будет расти, а для распределительных сетей — падать. Сейчас тариф ФСК устанавливает ФАС, во всех регионах платеж одинаковый, кроме Северного Кавказа. Регионы устанавливают только тарифы в распредсетях. Дискуссия вокруг механизма идет не первый месяц: в сентябре вице-премьер Юрий Борисов поручил профильным ведомствам заново оценить влияние реформы на экономику (см. “Ъ” от 4 сентября). Минпромторг в обновленной позиции назвал реформу «концептуально целесообразной», а Минстрой предупредил о росте тарифа ФСК вдвое. Минэкономики по-прежнему настаивает на запуске реформы с 2021 года: тариф ФСК должен расти на 8,8 млрд руб. в год, увеличившись до 44 млрд руб. в год к 2025 году.
Энергоемкий бизнес направил свои отзывы на доклад Минэкономики Андрею Белоусову (письма «Сообщества потребителей энергии», Алюминиевой ассоциации и «Русской стали» есть у “Ъ”). Организации указывают на ошибки: так, Минэкономики пишет, что доля затрат на электроэнергию в цветной металлургии равна 7%, хотя на практике это до 30%. Ассоциации жалуются, что Минэкономики не обсуждало с ними расчеты вопреки поручению правительства. В министерстве заявили “Ъ”, что обсуждения с промышленностью «велись неоднократно».
ФАС отрицательно относится к идее передать регулирование тарифа регионам, заявил “Ъ” заместитель главы службы Виталий Королев. Там в целом не поддерживают реформу: тариф для бизнеса резко вырастет, и промышленность начнет уходить на собственную генерацию. Вероятность ухода потребителей на собственные блок-станции в среднем по РФ составляет 43%, в том числе на уровне высокого напряжения — 89%, сказал господин Королев со ссылкой на данные «Совета рынка» (регулятор энергорынков). В Минэнерго и «Россетях» комментариев не дали. Выполнить предложение Минэкономики практически невозможно: ФСК обеспечивает межрегиональный переток энергии, и региональному регулятору придется влезать в компетенцию соседнего субъекта, говорит Евгений Родин, партнер, руководитель Практики по проектам в энергетике VEGAS LEX. Вероятно, регионам предлагается самостоятельно определять, какой объем перекрестного субсидирования распределить на крупных потребителей ФСК. С одной стороны, это разумно: на местах проще прийти к консенсусу между промышленниками и региональными властями. С другой стороны, отмечает он, это откроет потенциал для злоупотреблений, как в случае распределения перекрестного субсидирования между уровнями напряжения, с которым сейчас активно борется ФАС.
С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: "Сетевую реформу закидывают в регионы"
|