11 April 2016 |
Отстающий?Source Gorod N До 1 июля 2016 года все российские НПЗ должны произвести модернизацию, чтобы перейти на выпуск топлива класса Евро 5. По словам эксперта, если НЗНП не успеет произвести модернизацию к сроку, то не сможет реализовывать продукцию на внутреннем рынке. Две компании подали иски к НЗНП на сумму 123,2 млн рублей за неоплату ремонтных работ и поставленных товаров, что вызывает подозрения о проблемах с ликвидностью. На заводе иски считают обычным спором хозяйствующих субъектов. Глава Ростехнадзора Алексей Алешин заявил в интервью РИА "Новости" о том, что ряд нефтеперерабатывающих заводов, в частности Новошахтинский завод нефтепродуктов, имеют проблемы со сроками ввода в эксплуатацию установок вторичной переработки нефти. В 2011 году ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт и нефтяные компании заключили четырехсторонние соглашения, согласно которым нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) произведут модернизацию своих мощностей для перевода НПЗ на производство бензинов высоких классов. СМИ сообщали, что не все заводы укладываются в сроки. В этом году подходит к концу первый этап модернизации российских НПЗ — технический регламент Таможенного союза установил срок перехода к обороту на внутреннем рынке моторных топлив класса Евро 5 с 1 января 2016 года, однако позже этот срок был смещен до 1 июля 2016 года. Второй этап модернизации должен пройти в период с 2016 по 2020 годы. Заместитель руководителя Ростехнадзора Светлана Радионова раскритиковала в интервью "Известиям" сроки проведения модернизации НЗНП: "Не многие (мини-НПЗ. — N), а все не успели и не успеют. Мини-НПЗ всегда были нашей головной болью, большинство из них пока не соответствует требованиям законодательства. Есть Новошахтинский НПЗ (входит в аграрную группу "Юг Руси"), который не сделал ничего, как говорится, и ржавого гвоздя не вбил в землю". О планах по установке вторичной переработки нефти НЗНП заявил в мае прошлого года, тогда же ООО "Юг Энерго" (материнская компания НЗНП) заключило соглашение с Китайской национальной химико-инженерной корпорацией о поставке оборудования для повышения глубины переработки нефти до уровня свыше 85% и производства широкого ассортимента нефтепродуктов, включая топливо класса Евро 5. Долгосрочное финансирование для этой сделки был готов предоставить Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) Китая, с которым "Юг Энерго" подписал соглашение о сотрудничестве. Есть слухи о том, что китайский банк расторг сотрудничество. В пресс-службе НЗНП заявляют, что соглашение между ООО "Юг Энерго" с Эксимбанком Китая по-прежнему действует: — Соглашение реализуется в плановом порядке. Ни о каком расторжении указанного соглашения речь не идет. В НЗНП заявляют, что ведут плановую работу по модернизации предприятия в соответствии со стратегией развития: в 2014 году введен в эксплуатацию комплекс производства битумов мощностью 700 тыс. тонн битумов европейского качества в год. — Глубина переработки нефти на предприятии была увеличена, — сказали N в пресс-службе НЗНП. — В 2015 году завершены строительно-монтажные работы по строительству второй установки электрообессоливания нефти, ЭЛОУ-АВТ-2,5, позволяющей нарастить объемы переработки нефти до 5 млн тонн в год. Предприятие приступило к пусконаладочным работам на установке. — Что касается реализации проекта по строительству мощностей для вторичных процессов нефтепереработки, то в настоящий момент НЗНП ведет переговоры с потенциальными лицензиарами технологического оборудования, — заявили в пресс-службе НЗНП. — По их завершении начнется активная фаза реализации проекта, которая предполагает осуществление проектных и строительных работ. В октябре 2015 г. НЗНП сообщал, что построит две нефтеперерабатывающих ЭЛОУ-АВТ-2,5 мощностью переработки 2,5 млн тонн нефти в год каждая и установки гидрокрекинга вакуумного газойля. В сообщении завода было сказано, что строительство осуществляется в рамках реализации НЗНП четырехстороннего соглашения, направленного на модернизацию российских НПЗ. Инвестиции в проект — 63 млрд руб. По словам экспертов Thomson Reuters KORTES, вышеупомянутые четырехсторонние соглашения не предусматривают каких-либо штрафных санкций за несоблюдение сроков модернизации НПЗ и вероятность их введения в условиях сложной экономической ситуации мала. Они отмечают, что продукция заводов, не успевших пройти модернизацию, не сможет быть реализована на внутреннем рынке: — В случае если со стороны государства не последует никаких штрафных санкций, НЗНП в нынешней конфигурации будет зависеть от конъюнктуры мировых рынков сбыта, а также от спроса на судовое топливо, 71,5% общего объема поставок которого приходится у НЗНП на внутренний рынок. По итогам 2015 года большая часть продукции, выпускаемой НЗНП, экспортируется. Его расположение позволяет сократить транспортные затраты и поставлять продукцию в другие страны. По словам г-жи Радионовой, у нее "создается впечатление, что каждый предприниматель спит и грезит, что когда-нибудь сможет стать нефтяником. Что он поставит нефтеперегонную установку у себя во дворе и будет отжимать из нее воду и делать авиационное топливо или что-то еще. Но это же несбыточные мечты, если халатно относиться к своему делу и к закону. Есть основное правило, и оно одно для всех: вы должны соблюдать закон. И желательно, не нарушать собственные планы". К критике чиновников и слухам о проблемах с кредитованием добавились судебные споры. К НЗНП подали иски две компании, информация об этом есть в картотеке Арбитражного суда Ростовской области, общая сумма исков составляет 123,2 млн рублей. Воронежский "Химмаш-Сервис" взыскивает с завода 89 млн рублей в связи с неоплатой НЗНП поставленного ему товара, а ростовская строительная компания "Мегаполис" подала к НЗНП 7 исков на сумму 34,2 млн рублей. — Наша компания осуществляла строительные работы, однако НЗНП до сих пор ничего не заплатил за них, — пояснил N директор СК "Мегаполис" Алексей Науменко. — Мы выполняли ремонтные работы на НЗНП и в новом офисе "Юга Руси" в Аксае, который еще не введен в эксплуатацию. Акты выполненных работ закрыли еще в июне 2015 года, иски к НЗНП мы начали подавать с декабря. Полгода не могли решить проблему с оплатой, вели переговоры с компанией. На НЗНП называли разные причины, обещали заплатить, однако до сих пор не произвели оплаты по контрактам. Конечно, это существенно отразилось на деятельности нашей компании. По словам г-на Науменко, НЗНП еще не выплатил 3,6 млн рублей по иску "Мегаполиса", в решении по которому арбитражный суд удовлетворил требования строительной компании. Собеседник N сообщает, что компания готовит иски о взыскании с НЗНП 6–7 млн рублей (за неоплату ремонтных работ). — В настоящий момент ведутся судебные разбирательства, по их окончании суд определит обязанности сторон, так как имеются взаимные претензии, — сказали в НЗНП. — Это обычный хозяйственный спор. Партнер адвокатского бюро "Степанов и Аксюк" Юрий Болдырев отмечает, что ситуация с неоплатой части выполненных подрядчиком работ (как правило, один или несколько завершающих этапов) возникает у крупных компаний нередко. По его словам, причиной неоплаты может быть желание ответчика добиться снижения стоимости выполненных работ (передоговориться), а также действительно отсутствие необходимого количества денежных средств. — Если говорить о делах, которые рассматриваются на данный момент в суде первой инстанции, то, как минимум, существует потенциальная возможность предъявления встречного иска, а также назначения судом по ходатайству ответчика судебной экспертизы для разрешения спорных вопросов по делу, что может увеличить сроки рассмотрения дела в среднем от 2 до 6 месяцев, — говорит юрист практики "Недвижимость. Земля. Строительство" VEGAS LEX Ирина Афанасьева. — За соответствующий период просрочки платежа с должника могут быть взысканы предусмотренные договором или законом проценты. В некоторых случаях сумма таких процентов может быть меньше стоимости пользования заемными и кредитными средствами. Вместе с тем оценка данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств дела, в частности от условий договоров, на которых основаны заявленные требования. Елена Лукашова |