17 February 2016 |
Юрист - для клиента: чётко и по делуSource Pravo.ru Если вы – юрист, то о вас судят в первую очередь по вашим текстам, – по крайней мере, это утверждает Брайан Гарнер, глава американской компании LawProse. Ученый посвятил множество работ "идеальной" юридической прозе. И хотя требования к ней всегда зависят от компании, клиента и целеполагания, Гарнер составил свод универсальных правил, которые помогут улучшить любой юридический текст. Редакция Право.ru выбрала девять ключевых правил и посоветовалась с российскими специалистами, как их лучше использовать. Правило 1: Вникните в проблему клиента во всех подробностях Иногда клиент сам не до конца понимает, чего он хочет. Поэтому ему нужно задавать грамотные вопросы, причем много вопросов. Читайте все документы по делу и выписывайте все хитросплетения. Узнайте о ситуации, с которой столкнулся клиент, все, что можно. Если вы младший специалист, которого попросили помочь, постарайтесь досконально прояснить детали дела. Ваша первостепенная обязанность – ориентироваться в вопросе лучше клиента. Пишите конкретно, а не абстрактно. Когда вы разберетесь в специфике вопроса во всех тонкостях, ваши знания приобретут дополнительную ценность, и вы сможете применять их намного точнее. Правило 2: Помните про книги Если вам нужно детально исследовать вопрос, не полагайтесь только на компьютер: технические возможности исследования лучше сочетать с печатными источниками, в которых вы найдёте много полезной информации. Советы Марии Борзовой, руководителя проектов фармацевтического направления юридической фирмы VEGAS LEX: При подготовке клиентских документов необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:
Правило 3: Не показывайте клиенту черновики Типичная ошибка тех, кто торопится представить результат, – показать вместо готового документа черновик. Помните, лучше немного задержаться с результатом, но выиграть в качестве. Касается это и работы с нетерпеливыми клиентами. Клиент должен быть в курсе того, как продвигается дело, но "радовать" его предварительными итогами все-таки не стоит. Правило 4: Пишите выводы в начале и так, словно вы разъясняете их суть друзьям Что бы вы ни писали – не забывайте о кратком изложении основных мыслей. Тезисы должны отражать основные вопросы, ответы на них и то, почему именно эти вопросы важны. Если вы пишете письмо, постарайтесь сразу же, на первой странице, изложить главное. И постарайтесь написать это так, чтобы суть изложенного поняли не только коллеги-юристы, но и ваши друзья или родственники. Если вам надо представить результаты исследования, напишите вопрос, ответ и почему вопрос поставлен именно так. Не оставляйте выводы на конец в надежде на то, что читатель будет увлеченно пробираться сквозь дебри повествования. Впечатлить читателя обилием фактов тоже не лучшая идея – тому, кто еще не понял суть дела, они покажутся бесполезными. Правило 5: Сделайте тезисы понятными для каждого Недостаточно собрать воедино информацию, которую вы нашли. Все, что вы хотите сказать, должно быть предельно ясно – и не только юристу. Избегайте юридического жаргона и терминов, непонятных для человека без специальных знаний. Профессиональный сленг не поможет вам выглядеть профессиональнее. Если вам нужно описать проблему – описывайте ее краткими предложениями и постарайтесь уложиться в полстраницы. Не рассчитывайте на терпеливого и понимающего читателя. Правило 6: Будьте уверены в своих словах – но избегайте самоуверенности Не стоит осторожничать с выводами, лишая их конкретики: вы должны четко предположить, каким может быть исход дела, а не рассуждать, что он может быть любым. Однако и излишняя самоуверенность не красит героя: какой бы ни была ваша позиция – постарайтесь её аргументировать. Правило 7: Выберите правильный тон – будьте нейтральны и немногословны Некоторые юристы, особенно начинающие, стараются избегать формализмов в деловой переписке – и скатываются в другую крайность, используя слишком неформальный стиль общения. От этого стоит воздержаться: используйте в ваших электронных письмах знаки препинания и большие буквы там, где они должны быть. Ваши коллеги не станут хуже о вас думать, а остальные оценят профессионализм. Правило 8: Правильно используйте цитаты Правило 9: Уберите лишние предложения, перечитайте текст и уберите лишние слова. Перечитывайте написанное всегда на один раз больше, чем нужно. Многословие не украсит ваш текст. Убирайте из него ничего не значащие обороты и повторы. То, что вы написали, всегда можно улучшить: даже если мысль о том, чтобы продолжить работу над текстом, кажется невыносимой – перечитайте его еще раз, причем вслух. Наверняка вы найдёте неточности, и будете только рады, что не пожалели времени на редактуру. Совет Марии Борзовой, руководителя проектов фармацевтического направления юридической фирмы VEGAS LEX: "Есть несколько устоявшихся правил юридической техники, которые необходимо соблюдать при работе над клиентским документом:"
Ирина Кондратьева
|
Related areas
- Defence Industry
- Airports and Aviation
- Agricultural sector
- Automobile industry
- Sport
- Tourism and Entertainment
- Transport infrastructure
- Telecom. Media. Technology (TMT)
- Film Industry, TV & Radio Broadcasting
- Hospitality & leisure
- Services to business owners
- Manufacturing
- Investments
- Banking
- Real Estate and Infrastructure
- Pharmaceuticals and life sciences
- Energy
- Timber and woodworking industry
- Transport and Logistics
- Oil & Gas
- Science and Education
- Metals and mining
- Insurance
- Trade and Commerce
- Ecology