24 March 2016 |
Оценят конкуренциюSource Gudok ФАС заинтересовалась ценообразованием услуг по предоставлению грузовых вагонов Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запросила у крупнейших железнодорожных операторов страны информацию об их деятельности. Как следует из письма, предлогом стал анализ состояния конкуренции на рынке предоставления вагонов для железнодорожных перевозок грузов за 2014–2015 годы. В частности, антимонопольное ведомство запросило информацию о парке вагонов компаний по состоянию на 31 декабря 2014 и 2015 годов с разбивкой по родам и моделям подвижного состава. По каждым из них операторы должны указать, сколько вагонов находилось в собственности, было принято и передано в аренду, получено в лизинг, отдано в пользование ОАО "РЖД", в том числе по агентскому договору. Кроме того, ФАС нужна информация (в том числе пояснения и расчёты "с приложением подтверждающих документов") о средней стоимости обслуживания вагонов и доходной ставке предоставления с разбивкой по годам, родам (отдельно по подвижному составу с улучшенными техническими характеристиками), а также данные об изменении средней дальности перевозок и перемещения порожних вагонов. Также ведомство хочет получить сведения об отказе РЖД в согласовании заявок на перевозки вагонов – с указанием их номеров и причин отказа. От операторов потребовалось привести помесячную статистику объёмов, перевезённых за эти два года грузов, посчитать по каждой модели вагонов среднюю дальность перевозки и стоимость предоставления вагона в сутки для грузоотправителя, указав объём транспортировки. Помимо этого, ФАС интересуют документы, регламентирующие ценообразование на услуги по предоставлению вагонов, сведения о планируемом списании и покупке подвижного состава в 2016–2018 годах (с указанием причин вывода из активов и источников для приобретения, соответственно). Среди других запрашиваемых материалов – бухгалтерская отчётность за два года, положение об учётной политике, данные о группе лиц, в состав которых входит компания, совершенных сделках и "иная информация для полного и всестороннего анализа состояния конкуренции на рынке". "Непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган информации, либо предоставление заведомо недостоверных сведений влечёт ответственность, предусмотренную ч. 5 ст. 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грозит штрафом для граждан 1,5–2,5 тыс. руб.; для должностных лиц – 10–15 тыс. руб.; для юридических – 50–500 тыс. руб.)", – отмечается в письме. Директор по правовым вопросам ПАО "ТрансКонтейнер" Виктор Марков сообщил "Гудку", что в адрес компании в рамках работы антимонопольного ведомства регулярно поступают запросы о предоставлении информации, все необходимые данные, которые имеются в распоряжении компании, предоставляются в ФАС. В АО "Первая грузовая компания" также подтвердили получение письма. "Информация будет предоставлена в ближайшее время и в полном объёме", – сообщили в ПГК. В некоммерческом партнёрстве "Совет операторов железнодорожного состава" отметили, что партнёрство предоставило площадку для обсуждения этого запроса для заинтересованных участников. "На прошедшем совещании компании определили перечень уточняющих вопросов к ФАС, так как по некоторым позициям запроса информация есть, а по некоторым требуется достаточно серьёзный анализ, который просто невозможно сделать в сжатые сроки, по отдельным позициям информация просто отсутствует у операторов, – рассказала "Гудку" руководитель пресс-службы СОЖТ Ирина Шабанова. – В связи с тем, что запрос поступил непосредственно в компании и ряд позиций содержит коммерческую тайну компаний, наша роль в данном вопросе ограничена предоставлением площадки для обсуждения поставленных вопросов". По словам юриста коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX Юлии Поляковой, в соответствии со ст. 25 закона "О защите конкуренции" антимонопольные органы вправе истребовать у хозяйствующих субъектов любые документы, которые необходимы для осуществления функций антимонопольных органов. "При этом запрос информации должен быть мотивированным. Судебная практика исходит из того, что запрос считается мотивированным, если в нём содержится указание на процессуальный повод истребования информации (ссылка на конкретное дело о нарушении антимонопольного законодательства, приказ о проведении проверки) и нормативно-правовое основание (ст. 25 закона "О защите конкуренции"). В запросе не требуется указывать конкретные вопросы, для ответа на которые истребуется соответствующая информация. В то же время объём запрашиваемых сведений должен соответствовать целям, для которых они истребуются. В противном случае суды нередко признают запрос в целом или в части немотивированным", – подчеркнула Юлия Полякова. Таким образом, считает эксперт, если, по мнению операторов, ФАС России запрашивает излишнюю информацию, которая не соответствует мотивировке запроса, они вправе оспорить запрос антимонопольного ведомства в судебном порядке. Но если запрос не будет оспорен и операторская компания предоставит ответ на него не в полном объёме, она может быть привлечена к ответственности по ст. 19.8 КоАП РФ (непредставление ходатайств, уведомлений, сведений в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля). Константин Мозговой |