Аналитика Публикации

5
октября
2009

Полномочия Сбербанка в рамках статьи 6 Киотского протокола: реалии и прогнозы

Источник:: Legal500


Коллектив авторов, VEGAS LEX

Распоряжением Правительства РФ от 27.06.2009 № 884-р (далее – распоряжение № 884-р) Акционерный коммерческий банк «Сберегательный банк Российской Федерации» (далее – Сбербанк России) был наделен полномочиями по обеспечению (по участию в исполнении) исполнения отдельных обязательств Российской Федерации, закрепленных в Киотском протоколе к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее – Киотский протокол). Данные полномочия Сбербанка России, в том числе, относятся к статье 6 Киотского протокола.

Статьей 6 Киотского протокола предусмотрен такой механизм, как проекты совместного осуществления (далее – ПСО), суть которых заключается в возможности передачи «принимающей стороной» единиц сокращения выбросов (ЕСВ), полученных в результате реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов, «инвестирующей стороне».

В настоящее время на территории РФ в целях реализации механизма статьи 6 приняты соответствующие нормативные акты.

Исходя из анализа нормативных актов по реализации ст. 6 Киотского протокола, основными субъектами в процессе утверждения (проверки хода реализации) ПСО являются:

  • Координационный центр

  • Экспертная организация

  • Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

  • Комиссия по рассмотрению заявок об утверждении проектов

  • Общественный экспертный совет

  • Правительство РФ

При этом порядок и соответствующие полномочия схематично выглядят следующим образом:

 










В настоящее время координационным центром по подготовке к утверждению проектов является Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России), которое не только согласовывает деятельность иных заинтересованных федеральных органов, но и обеспечивает «жизнеспособность» механизма утверждения ПСО на территории России, схематично описанного выше. 

Распоряжением № 884-р было предусмотрено, что Минэкономразвития России с участием Сбербанка России необходимо передать на рассмотрение Правительства РФ предложения о внесении изменений в порядок утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола в части наделения Сбербанка России полномочиями на участие в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращенных выбросов парниковых газов. 

Таким образом, в описанном процессе утверждения (проверки хода реализации) ПСО должен быть участвовать и Сбербанк России, однако каким образом и с какими функционалом, распоряжение № 884 не конкретизирует. 

Принимая во внимание вышеприведенную схему и то обстоятельство, что в соответствии с Уставом Сбербанка России последний является коммерческой организацией, основная цель которой – получение прибыли при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством РФ, представляется, что наиболее интересной для Сбербанка России должна быть деятельность, связанная с подготовкой экспертных заключений на проекты, осуществляемые в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. 

В полномочия Комиссии по рассмотрению заявок об утверждении проектов, реализуемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола (далее – Комиссия по рассмотрению заявок) входит отбор независимых экспертных организаций на основании критериев, установленных данной статьей Киотского протокола, решениями Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Протокола, и (или) международными договорами о содействии реализации проектов. 

Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению заявок от 21 февраля 2008 года № 1, независимые экспертные организации должны быть аккредитованы в рамках РКИК ООН (далее – Протокол № 1). 

Независимые организации на международном уровне получают аккредитацию в Комитете по надзору за выполнением ст. 6 Киотского протокола, а на национальном уровне, в том числе на уровне Российской Федерации, получают одобрение на подготовку экспертных заключений в уполномоченном национальном органе, которым на территории РФ является Минэкономразвития России. 

Согласно Протоколу № 1, основным подходом, предполагающим формирование перечня независимых организаций на территории РФ, являлось: наличие прав осуществлять экспертизу на основании критериев, установленных ст. 6 Киотского протокола (т.е. аккредитация РКИК ООН), а также опыт работы в РФ и квалифицированный персонал для выполнения необходимых функций.Таким образом, осуществление Сбербанком России полномочий по подготовке экспертных заключений представляется весьма затруднительным. 

Возможность делегирования Сбербанку России полномочий по рассмотрению и подготовке заинтересованными федеральными органами исполнительной власти отзывов на проект также видится маловероятной. Данный вывод основан на отсутствии соответствующего статуса у Сбербанка России, так как Сбербанк России является коммерческой организацией и не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти с возможностью осуществления полномочий в соответствующей сфере деятельности. 

Вместе с тем не исключена возможность включения Сбербанка России в состав Общественного экспертного совета. Однако основной целью создания совета является информационно-аналитическое сопровождение деятельности Комиссии по рассмотрению заявок, что, по мнению автора, не представляет интерес для Сбербанка России. Кроме того, Общественный экспертный совет не задействован в качестве обязательного органа, поименованного в процедуре утверждения проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола. 

В части финального утверждения проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола, полномочия принадлежат исключительно Правительству Российской Федерации, так как исполнение обязательств России в рамках Киотского протокола и в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» возложена на Правительство РФ. 

Учитывая вышесказанное, основной функционал, который может быть передан Сбербанку России в отношении действий, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращенных выбросов парниковых газов, является функционал Минэкономразвития России, состоящей в следующем: 

  • Принятие комплектной заявки;
  • Направление заявки в профильные федеральные органы исполнительной власти;
  • Формирование комиссии по рассмотрению заявок;
  • Рассмотрение заявок комиссией. 
В рамках возможного делегирования Сбербанку России функций координационного центра остается неразрешенным вопрос относительно финализации результатов рассмотрения заявок комиссией, т.е. необходимо ли в данном случае дополнительное утверждение отобранных проектов Министром экономического развития РФ, либо данные функции также будут переданы Сбербанку России. 

Данный вопрос связан с возможностью последующего направления в установленном порядке перечня проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола, для утверждения в Правительство Российской Федерации. 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства РФ и положении об аппарате Правительства РФ» подлежат рассмотрению правительства проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений правительства, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, – проекты других актов, а также проекты заключений, поправок и официальных отзывов на проекты федеральных законов. 

При этом указанные выше проекты актов и другие документы могут вноситься на рассмотрение в правительство только членами правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, или лицами, исполняющими их обязанности. 

Сбербанк России, как отмечалось ранее, не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем банк не обладает правом на внесение в Правительство РФ перечня проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола.
Очевидно, что инкорпорирование Сбербанка России в процесс утверждения проектов, осуществляемых согласно ст. 6 Киотского протокола, может существенно затянуть процесс утверждения соответствующих проектов. Данное предположение связано с необходимостью дополнительного утверждения проектов Минэкономразвития России (о чем было сказано выше) для последующего направления в Правительство РФ. 

Кроме того, нерешенным остается вопрос о дальнейшей судьбе проектов, которые уже находятся на рассмотрении Минэкономразвития России, и роли Сбербанка России по данным проектам. 

Все обозначенные выше вопросы должны быть отражены в акте (проекте акта) Правительства РФ о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», что позволит окончательно определить и законодательно закрепить статус и функционал Сбербанка России в рамках Киотского протокола.



[1] Страны, в которых происходит процесс перехода к рыночной экономике.
[2] Общедоступная информация, пункт 1.7. Устава ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации»: http://www.sbrf.ru/ru/investor_relations/disclosure/
[3] Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 года).
[4] В настоящее время насчитывается 38 проектов, 33 из которых уже получили положительные отзывы профильных федеральных органов исполнительной власти, соответственно, следующим этапом является рассмотрение данных проектов Комиссией Минэкономразвития России по рассмотрению заявок.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение