Аналитика Аналитические обзоры

1
октября
2014

Новые ориентиры для ценовой политики монополистов

Александр Ситников, Управляющий партнер

В конце сентября 2014 года на официальном сайте ФАС России были размещены Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции (далее – Принципы)[1]. Принципы направлены на унификацию подходов антимонопольных органов при анализе соответствия ценовых политик субъектов, занимающих доминирующее положение, требованиям:

§  о запрете на установление монопольно высокой цены на товар (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции);

§  о запрете необоснованного установления различных цен на один и тот же товар (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

При этом сфера применения Принципов ограничивается рынками:

§  сырьевых товаров первого-третьего переделов;

§  полуфабрикатов;

§  металлургической продукции;

§  строительных материалов.

Принципы не подлежат применению на рынках инновационных товаров, рынках услуг и рынках, где наравне со свойствами товара предпочтения потребителей определяются торговой маркой.

В Принципах отдельно отмечается, что при анализе практик ценообразования необходимо учитывать экономические характеристики и особенности государственного регулирования товарных рынков. Неучет указанных факторов может привести к негативным последствиям как для производителя, так и для потребителя (например, к дефициту товаров).

I.       ЗАПРЕТ НА УСТАНОВЛЕНИЕ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКОЙ ЦЕНЫ

Принципы определяют методологию расчета верхнего предела цены, ниже которого цена не может быть признана монопольно высокой (экономически обоснованная цена). Превышение ценой указанного предела не влечет автоматического признания ее монопольно высокой, а является основанием для исследования цены антимонопольным органом на предмет технологической и экономической обоснованности.

Для целей определения экономически обоснованной цены рынки подразделены на:

§  экспортоориентированные – объем поставки товара за пределы России в количественном выражении существенно превышает либо сопоставим с объемом поставки на внутренний рынок;

§  импортоориентированные – объем внутреннего производства недостаточен для полного удовлетворения спроса, объем импорта сопоставим с объемом производимой в России продукции, а экспорт отсутствует или незначителен;

§  сбалансированные – рынки, на которых объем внутреннего производства сопоставим с объемом внутреннего спроса (отклонение не более 5–10%), а экспорт и импорт товара отсутствуют, либо незначительны.

Методы определения экономически обоснованной цены различны для каждой из указанных выше категорий рынков.

1.      Экспортоориентированные рынки

Определение экономически обоснованной цены возможно с применением следующих методов:

§  метод нетбэк с вычетом логистических затрат ("нетбэк минус"), или

§  метод средневзвешенных цен.

1.1    Метод "нетбэк минус"

Применение данного метода возможно при наличии ценового индикатора, сложившегося на мировом рынке в условиях более развитой конкурентной среды по сравнению с внутренним рынком России. В качестве индикатора могут выступать котировки товарных бирж или данные о ценах на товар, публикуемые международными аналитическими агентствами. При этом необходимо выбирать индикатор, сложившийся на территории, на которую фактически осуществляется наибольший объем экспортных поставок.

Индикатор может быть скорректирован с помощью коэффициента, учитывающего различающиеся качественные характеристики продукции, поставляемой на российский и мировой рынок. Порядок определения такого коэффициента Принципами не установлен и, соответственно, будет определяться антимонопольными органами индивидуально применительно к конкретному случаю. Также при определении экономически обоснованной цены помимо индикатора подлежат учету региональные премии и надбавки, которые фактически уплачивает потребитель продавцу в регионе, в котором сложился индикатор.

Для определения экономически обоснованной цены для российских потребителей с использованием метода "нетбэк минус" указанный индикатор (скорректированный в соответствии с изложенными выше положениями) уменьшается на сумму логистических расходов и вывозной таможенной пошлины.

1.2    Метод средневзвешенных цен

При отсутствии каких-либо ценовых индикаторов для определения экономически обоснованной цены для российских потребителей на экспортоориентированном рынке может использоваться метод "средневзвешенных цен". Дополнительным условием его применения является высокий уровень частоты поставок на экспорт, сопоставимый с частотой поставок основным потребителям в России.

Экономически обоснованная цена при применении данного метода рассчитывается на основе данных об уровне средневзвешенных цен, устанавливаемых в предшествующий период хозяйствующими субъектами для зарубежных потребителей, действующих на рынках с более развитой, чем в России, конкурентной средой.

Более подробная информация об условиях применения указанных выше методов приведена в таблице ниже:

Метод "нетбэк минус"

Метод средневзвешенных цен

Анализируется ценовая политика занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки за пределы России в объемах, существеннопревышающих или сопоставимых с объемами поставок на внутренний рынок.

Анализируется ценовая политика занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки за пределы России в объемах, превышающих или сопоставимых с объемами поставок на внутренний рынок.

Есть подходящие ценовые индикаторы.

Нет подходящих ценовых индикаторов.

Возможно выделение региона, в который осуществляется наибольший объем экспортных поставок.

Хозяйствующий субъект осуществляет экспортные поставки во множество регионов в незначительных объемах.

Транспортные расходы по доставке товара на мировые рынки незначительны по сравнению со стоимостью товара (10–15% от стоимости товара), а цена, определенная данным методом, выше себестоимости.

Транспортные расходы по доставке товара на мировые рынки незначительны по сравнению со стоимостью товара(10–15% от стоимости товара), а цена, определенная данным методом, выше себестоимости.

Поставки в адрес экспортных потребителей стабильны по объемам и структуре товаропотока.

Поставки в адрес экспортных потребителей нестабильны как по объемам, так и по структуре товаропотока.

2.      Импортоориентированные рынки

Для определения экономически обоснованной цены на импортоориентированном рынке ФАС России предлагает применять метод нетбэк с прибавлением логистических затрат ("нетбэк плюс").

Как и в случае с методом "нетбэк минус" применение метода "нетбэк плюс" возможно при наличии ценового индикатора, сложившегося на мировом рынке в условиях более развитой конкурентной среды по сравнению с внутренним рынком России. В качестве индикатора могут выступать котировки товарных бирж или данные о ценах на товар, публикуемые международными аналитическими агентствами. При этом необходимо выбирать индикатор, сложившийся на территории, с которой фактически осуществляется наибольший объем импортных поставок в Россию.

Индикатор может быть скорректирован с помощью коэффициента, учитывающего различающиеся качественные характеристики продукции, поставляемой на российский и мировой рынок. Также при определении экономически обоснованной цены помимо индикатора подлежат учету региональные премии и надбавки, которые фактически уплачивает потребитель продавцу в регионе, в котором сложился индикатор.

Экономически обоснованная цена с использованием метода "нетбэк плюс" определяется как сумма указанного индикатора (скорректированного в соответствии с изложенными выше положениями), логистических расходов и ввозной таможенной пошлины.

3.      Сбалансированные рынки

В целях определения экономически обоснованной цены на сбалансированном рынке следует использовать метод прямой цены. Для применения указанного метода необходимо наличие следующих условий:

3.1    Наличие ценового индикатора: требования к ценовому индикатору и положения о необходимости его корректировки аналогичны установленным в отношении методов "нетбэк плюс" и "нетбэк минус".

При этом необходимо выбирать ценовой индикатор, сложившийся на:

a)      территории активного потребления товара;

b)      рынке, сопоставимом по условиям государственного регулирования с условиями государственного регулирования в России;

c)      рынке, функционирующем в условиях сравнительно развитой конкурентной среды;

3.2    Существенные логистические расходы по доставке товара до потребителя в Россию или из России (более 15–20% стоимости товара).

    Экономически обоснованная цена с использованием метода прямой цены равняется ценовому индикатору, скорректированному на коэффициент, учитывающий различные качественные характеристики продукции. Кроме того, в Принципах отмечается, что цена, определенная таким способом может быть признана экономически обоснованной только, если она не устраняет для российских хозяйствующих субъектов возможности конкурировать с иностранными производителями на смежном с рассматриваемым товарном рынке.

II.       ЗАПРЕТ НЕОБОСНОВАННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЦЕН НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ТОВАР

Принципами определяется, в каких случаях допустимо установление более высоких цен на один товар для российских потребителей по сравнению с иностранными потребителями и для потребителей, расположенных в непосредственной близости от производителя, по сравнению с потребителями, расположенными на удаленных от производителя территориях (в пределах России).

Условиями допустимости подобных действий являются:

§  высокий уровень постоянных издержек при производстве товара (эффект от масштаба может быть достигнут только при максимальных объемах производства);

§  производимый объем товара при достижении эффекта от масштаба превышает внутренний спрос;

§  объем экспорта каждого из производителей незначителен;

§  транспортные расходы значительны по сравнению со стоимостью товара, а уровень цены, определенной методом "нетбэк минус", ниже или сопоставим с себестоимостью;

§  внутренний спрос полностью удовлетворен, и снижение цены не приводит к росту потребления;

§  антимонопольный орган не выявил нарушений пункта 4 (необоснованное сокращение или прекращение производства товара), пункта 5 (необоснованный отказ или уклонение от заключения договора), пункта 9 (создание препятствий к доступу на рынок или выходу с рынка) статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При соблюдении указанных выше условий возможно установление более высоких цен для российских потребителей и потребителей, расположенных на удаленных территориях. Тем не менее, такая цена не должна превышать цену, рассчитанную методом прямой цены, которой был описан выше.

Опубликование Принципов является шагом в направлении к большей определенности при применении норм о злоупотреблении доминирующим положением в форме установления монопольно высокой цены. Тем не менее, Принципы сохраняют достаточную свободу усмотрения антимонопольного органа при анализе практик ценообразования. Так, в соответствии с Принципами с учетом особенностей отдельных рынков к ним могут быть применены иные принципы анализа практик ценообразования. Более детально случаи, когда подобное отступление от положений Принципов возможно, не определены. Помимо этого, неясно, чем следует руководствоваться, если не соблюдаются условия применения ни одного из описанных в Принципах методов. Несмотря на это, появление Принципов, безусловно, будет иметь положительный эффект. Так, хозяйствующие субъекты могут руководствоваться Принципами как ориентиром при определении своей политики ценообразования. Помимо этого, Принципы позволят более четко оценивать антимонопольные риски, связанные с действующими в компании политиками ценообразования.

 


VEGAS LEX_Новые ориентиры для ценовой политики монополистов_10.2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (681 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение