Аналитика Публикации

25
сентября
2009

Киотский протокол. О продаже квот на выброс парниковых газов

Источник:: RusEnergy


Коллектив авторов, VEGAS LEX

В конце августа Иркутская нефтяная компания (ИНК) сообщила о намечающейся сделке с Многосторонним Фондом Углеродных Кредитов (основан ЕБРР и Европейским инвестиционным банком) по продаже квоты на углеродные выбросы. Покупателями выступят европейские банки. Но реализация первой для МФУК сделки такого рода в России может и затянуться: правительство включило в процесс рассмотрения заявок Сбербанк, не уточнив, в чем именно должны заключаться его функции.

 

Квоты на продажу

 

27 июня 2009 г. правительство РФ выпустило распоряжение № 884-р, наделив Акционерный коммерческий банк «Сберегательный банк РФ» полномочиями по участию в исполнении отдельных обязательств РФ, закрепленных в Киотском протоколе к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. По сути, Сбербанк включают в процесс купли-продажи углеродных квот.

 

Через два месяца после выхода этого распоряжения ОАО «УстьКутНефтегаз» - дочернее предприятие ИНК – заявило о намерениях заработать на своем желании сохранить окружающую среду. Компания разрабатывает Ярактинское нефтегазовое месторождение в Иркутской области и устанавливает сейчас оборудование для подготовки попутного нефтяного газа (ПНГ) и обратной закачки сухого газа в пласт.

 

Отказавшись от сжигания газа в факелах и закачивая 95% ПНГ в недра, компания высказала намерение продать квоту на выброс парниковых газов иностранцам. Для Многостороннего Фонда Углеродных Кредитов это будет первая сделка с российской компанией.

 

Кроме этой сделки, в России готовятся еще 38 проектов, инициаторы которых рассчитывают заработать на бережном отношении к природе. Осталось понять, на каком этапе сделки им следует обращаться в Сбербанк и зачем. И тут выясняется, что роль этого учреждения в продаже углеродных квот до конца не определена.

 

Схема одобрения проектов по продаже единиц сокращения выбросов (см.приложение).

 

Цепочка согласований

 

Статья 6 Киотского протокола предусматривает такой механизм, как проекты совместного осуществления (ПСО), суть которых заключается в возможности передачи странами с переходной экономикой единиц сокращения выбросов (ЕСВ), полученных в результате реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов, «инвестирующей стороне».

 

В России, согласно нормативным актам по реализации ст. 6 Киотского протокола, основными участниками процесса утверждения ПСО являются:

  • Координационный центр
  • Экспертная организация
  • Заинтересованные федераль ные органы исполнительной власти
  • Комиссия по рассмотрению заявок об утверждении проектов
  • Общественный экспертный совет
  • Правительство РФ

Схема документооборота между этими организациями представлена в «Схема одобрения проектов по продаже единиц сокращения выбросов».

 

Сейчас роль координационного центра выполняет Минэкономразвития. Распоряжение № 884-р предусматривает, что МЭР и Сбербанк должны подать Правительству РФ свои предложения о внесении изменений в порядок утверждения и проверки хода реализации проектов «в части наделения Сбербанка России полномочиями на участие в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращенных выбросов парниковых газов».

 

Таким образом, распоряжение № 884 включает Сбербанк в процесс утверждения и контроля сделок по продаже углеродных выбросов, однако не конкретизирует, с какими полномочиями будет работать банк.

 

Ниша для банка

 

Принимая во внимание приведенную схему и то обстоятельство, что Устав Сбербанка называет основной его целью получение прибыли, представляется, что наиболее интересной для Сбербанка могла бы стать деятельность, связанная с подготовкой экспертных заключений на ПСО.

 

Но найти применение банку, достойное его амбициям и соответствующее Уставу, в подготовке таких заключений и в прочих этапах контроля над сделками с углеродными квотами оказалось непросто. Цели банка плохо корреспондируют с работой Комиссии по рассмотрению заявок, заинтересованных федеральных органов и тем более Общественного экспертного совета.

 

Например, Комиссия по рассмотрению заявок об утверждении ПСО отбирает для этого независимые экспертные организации на основании критериев, установленных ст. 6 Киотского протокола, решений Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Протокола, и (или) международных договоров о содействии реализации проектов.

 

В феврале 2008 г. Комиссия установила, что независимые организации могут включаться в соответствующий перечень, но при условии наличия у них аккредитации Рамочной Конвенции об изменении климата ООН, опыта работы в РФ и квалифицированного персонала для выполнения необходимых функций.

 

На международном уровне такие организации получают аккредитацию в Комитете по надзору за выполнением ст. 6 Киотского протокола, а на национальном - в Минэкономразвития. Таким образом, осуществление Сбербанком России полномочий по подготовке экспертных заключений представляется весьма затруднительным.

Заменить «заинтересованные федеральные органы власти» Сбербанк также не сможет, т.к. не входит в их структуру, являясь коммерческой организацией.

 

Общественный экспертный совет занимается в основном информационно-аналитическим сопровождением процесса рассмотрения заявок, и вряд ли такая роль вызовет интерес у Сбербанка. Кроме того, Общественный экспертный совет не рассматривается в качестве обязательного органа, поименованного в процедуре утверждения ПСО.

 

В части финального утверждения проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола, полномочия принадлежат исключительно Правительству РФ, так как исполнение обязательств России в рамках Киотского протокола и в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» возложена именно на него.

 

Поделится ли Минэкономразвития

 

Учитывая сказанное выше, основные функции, которые могут быть переданы Сбербанку России в отношении действий, ведущих к получению, передаче или приобретению ЕСВ, могут быть идентичными нынешним функциям Минэкономразвития России, а именно:

  • Принятие заявки
  • Направление заявки в профильные федеральные органы исполнительной власти
  • Формирование комиссии по рассмотрению заявок
  • Рассмотрение заявок комиссией

Если МЭР делегирует Сбербанку свои функции координационного центра, остается нерешенным вопрос, потребуют ли заключения Сбербанка по отбору проектов дополнительного утверждения Министром экономического развития РФ, либо данные функции также будут переданы Сбербанку.

 

По законодательству, Сбербанк не входит в структуру федеральных органов власти и поэтому не имеет право вносить перечень одобренных ПСО в Правительство напрямую (см. Что можно Юпитеру…). А если так, то вся работа банка потребует дополнительного согласования главой МЭР. Можно предположить, что включение Сбербанка России в процесс утверждения проектов, осуществляемых согласно ст. 6 Киотского протокола, может существенно его затянуть.

 

Кроме того, нерешенным остается вопрос о дальнейшей судьбе упомянутых 38 проектов, которые уже находятся на рассмотрении Минэкономразвития России. Их реализация также рискует затянуться из-за неопределенности роли Сбербанка.

 

Остается надеяться, что статус и обязанности банка будут окончательно отражены в акте Правительства РФ о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

 

Что можно Юпитеру…

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства РФ и положении об аппарате Правительства РФ», рассмотрению правительства подлежат проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений правительства, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, – проекты других актов, а также проекты заключений, поправок и официальных отзывов на проекты федеральных законов.

 

При этом перечисленные проекты актов и другие документы могут вноситься на рассмотрение в правительство только членами правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, или лицами, исполняющими их обязанности.

 

Сбербанк России не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем банк не обладает правом на внесение в Правительство РФ перечня проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола.

 

Как продать воздух

 

Киотский протокол был принят в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) в Киото, Япония. Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом.

 

Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол в октябре 2004 г. К концу марта с.г. протокол был ратифицирован в 181 стране, чьи совокупные выбросы составляют 61% общемировых выбросов парниковых газов.

 

В конце 2001 г. 7-я Конференция сторон РКИК разработала так называемые механизмы гибкости для реализации задач Протокола: торговлю квотами на выброс парниковых газов, проекты совместного осуществления и механизмы чистого развития. Стороны Киотского протокола утвердили механизмы в 2005 г., с которого и началась торговля квотами по выбросам парниковых газов на биржевых площадках.

 

Получив только за первые два года с момента утверждения механизмов гибкости около 4 млрд официальных разрешений на выбросы от своих правительств, европейские компании начали активно ими торговать. В первый год подобной практики в ЕС было продано квот на 362 млн метрических тонн углекислого газа общей стоимостью около 7,2 млрд евро.

 

Во второй год торговой практики цифра перескочила за рубеж 1 млрд тонн, что сравнимо с годовым объемом выбросов парниковых газов Германии. Около 60% квот торгуются через брокеров, остальное на биржах, включая European Climate Exchange в Амстердаме и Powernext в Париже.

 

В ближайшие годы к схеме такого заработка подключатся и правительства ЕС, которым Еврокомиссия позволила продавать около 10% выпускаемых квот на аукционы.

США хоть и не подключились к Киотскому протоколу, также активно развивают торговлю выбросами СО2. В 2003 г. профессор экономики Калифорнийского Университета Берклей Ричард Сэндор (Richard Sandor) основал биржу Chicago Climate Exchange (CCE) – единственную ныне торговую площадку по торговле углеродными выбросами в Северной Америке.

 

Около 300 участников биржи включают 11% компаний из первой сотни по списку Forbes и 20% крупнейших предприятий США по выпуску СО2. Члены биржи обязались снизить парниковые выбросы ниже определенного уровня, подписав юридически обязывающие контракты. Стоимость таких контрактов, так называемых carbon financial instruments (CFI), равна 100 метрическим тоннам эквивалента СО2. В настоящее время объем торговли CFI на бирже Сэндора достиг 5-7 тыс. контрактов в день.

 

Кроме того, на рассмотрении в Сенате находится принятый в июне «Американский акт о чистой энергии и безопасности» (The American Clean Energy and Security Act of 2009), который предлагает ввести новый предмет торговли: дать возможность компаниям покупать государственные разрешения на выбросы парниковых газов, которые они осуществляют. Авторы документа рассчитывают, что система торговли этими разрешениями позволит снизить выбросы вредных газов в США на 83% к 2050 г.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение